Логопедия (22)

27 октября  2022 года на отделении логопедии прошел открытый урок на тему: «Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Море волнуется раз…».

Дети отправились в морское путешествие, где их ждали непростые, но увлекательные задания: волшебные ракушки с артикуляционной гимнастикой, необитаемый остров и пиратские рукописи, морской шторм и бриз, письмо от Нептуна и сундук с сокровищами!

Ребята успешно справились со всеми заданиями и продемонстрировали навыки красивой и правильной речи!

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.. ». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время со-трудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо-ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихо-творными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет « рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста.Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме. сяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме,то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно. чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Источник: дидактичекие материалы педагога-логопеда МЭЦ

Пятница, 30 сентября 2022 16:38

Повышаем профессионализм педагогов

Автор

Логопеды МЭЦ Захаренко Наталья Сергеевна и Афонина Юлия Александровна приняли участие в семинаре Косиновой Елены Михайловны - логопеда-практика высшей категории,научного сотрудника Института коррекционной педагогики, преподавателя Московского института открытого образования, автора известных пособий для дошкольников.

Педагоги Межшкольного эстетического центра получили ценнейший опыт и знания, которые будут использовать в работе с детьми.

Пятница, 15 июля 2022 10:59

Чтобы лето не прошло даром!

Автор

Уважаемые родители!

Учебный год закончился и теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения.

У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.

Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала.

И не надо это делать в форме занятий.Игра,только игра!!!

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Помогать взрослому полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
-Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
-Перебирать крупы;
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата :
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
- Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
-Полоскать рот;
- Жевать боковыми зубами;
- Сосать сухарики из хлеба;
- Лизать эскимо;

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
- Скажи наоборот (высокий-низкий)
- Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
- Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
- Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
- Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
- Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Назвать слова с определённым слогом, звуком;
- Составлять предложения с заданными словами;
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
- Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
- Назови первый (последний) звук в слове;
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Желаем вам приятного отдыха и огромных успехов!

Очень полезно играть с ребёнком в « Хасты».Хасты улучшают работу головного мозга,способствуют формированию межполушарных связей,развивают самоконтроль.Каждая хаста - это удерживание определённой позы рук в течении 20-30 секунд. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день.

Хасты можно выполнять стоя или сидя.Важно,чтобы ребёнок при выполнении хаст держал спину прямо и был полностью сосредоточен на руках.Если держать предплечья и локти параллельно полу,то ребёнку будет легче удерживать внимание на выполнении упражнения и удержания позы рук.

Упражнения можно выполнять с 3,5-4 лет.Время удержания для малышей 10-15 секунд.Упражнение «Хасты» полезно всем детям ,а особенно для детей очень подвижных,с низкой концентрацией внимания.

Среда, 23 марта 2022 15:23

Готов ли ребенок к школе?

Автор

Чек-лист от логопеда по выявлению подготовленности ребенка к школе на предмет зрительно-пространственной ориентации: относительно себя, относительно окружающего мира, на плоскости и развитие квазипространственных представлений (о времени, частях суток и календаре.):

?Коснись правой рукой своего носа.
?Прыгни на двух ногах вправо.
?Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.
?Вытяни левую руку вперед, а правую вверх.
?Коснись правой рукой своего левого уха.
?Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.
?Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до правой брови.
?Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки , а большим пальцем правой руки до левой коленки.
?Открой книгу, положи ручку на книгу.
?Закрой книгу, положи карандаш под книгу.
?Положи ручку между книгой и тетрадью.
?Положи ручку ближе к карандашу, чем к тетради.
?Возьми правой рукой карандаш и положи около книги.
?Положи правую руку на стол, а левую на колено, положи обе руки на стол.
?Скажи, сколько ножек у стола? Сколько у тебя?
?Сколько рук у тебя? У мамы?
?Скажи, где находится окно по отношению к тебе? (слева, справа, спереди, сзади)
?Нарисуй карандашом не менее 5 палочек разной длины.
?Нарисуй внутри круга три точки.
?Продолжи визуально-ритмический рисунок (две палочки, точка, две палочки, точка и т.д.)
?Нарисуй три маленьких круга и два больших квадрата.
?Правда ли , что апрель бывает в середине лета ?
?Весной на деревьях набухают почки?
?Лето бывает перед весной?
?Всегда ли после осени наступает зима?
?Можно ли в октябре собрать букет из желтых листьев ?
?Правда ли, что декабрь- первый месяц весны?
?Правда ли , что после августа наступает сентябрь ?
?Можно ли в июне слепить снеговика?
?Правли ли, что после ночи всегда наступает утро ?

Педагоги: Захаренко Н.А., Афонина Ю.А.

Вторник, 15 февраля 2022 14:57

А ты готов к школе?

Автор
Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. Изменяется весь образ его жизни.
 
Он обретает новое положение в обществе, у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
 
Для него начинается новый, очень важный этап в жизни. Как лучше подготовить ребенка к встрече со школой, что он должен знать и уметь?
 
  • Предлагаем Вам ЧЕК-ЛИСТ от логопеда
Тест-опросник по выявлению подготовленности ребенка к школе на предмет психо-физиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебных действий.

Часть 1.
1 .Готовность психо-эмоционального развития ребенка к школе.
1. Как тебя зовут (полное имя, отчество, фамилия)?
2. Как зовут членов твоей семьи (полное имя, отчество, фамилия)?
3. Кто в семье главный?
4. Где ты живешь (полный адрес)?
5. В каком городе ты живешь?
6. Какие города ты еще знаешь?
7. В какой стране ты живешь, как называется столица нашей страны?
8. А ты пришел пешком или приехал?
9. Есть ли у тебя телефон, знаешь ли его наизусть?
10. Знаешь ли ты телефон мамы, папы?
11. Где работает твоя мама?
12. Кем она работает?
13. Где работает твой папа?
14. Кем он работает?
15. Кем ты приходишься папе, дедушке?
16. Чем ты любишь заниматься?
17. Какой у тебя любимый праздник?
18. Есть ли у тебя любимая сказка, какая?
19. Расскажи любое стихотворение, которое ты знаешь?
20. Каких писателей и поэтов ты знаешь?
21. Каких животных ты знаешь?
22. Какие времена года ты знаешь?
23. Сколько месяцев в году?
24. С какого месяца начинается год?
25. Какой последний месяц года?
26. Как называется второй, пятый, третий и т.д. месяц года?
27. Какие месяцы зимние?
28. Какие месяцы года летние?
29. Какие месяцы года осенние?
30. Какие месяцы года весенние
31. Сегодня – понедельник. Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? (аналогичные вопросы касаются и чисел месяца).
32. Сколько дней в неделе?
33. Как называются дни недели?
34. Как называются выходные дни?
35. Какой первый день недели?
36. Какой день недели последний?
37. Как называются второй, четвертый и т.д. дни недели?
38. Сколько дней в месяце?
39. Сколько недель в месяце?
40. Какой месяц самый короткий?
41. На какие части делятся сутки?
42. Хочешь ли ты идти в школу?
43. Как ты думаешь, что там будет интересного?
44. Готовишься ли ты к школе?
 
Педагоги МЭЦ
Захаренко Н.С.
Афонина Ю.А.
 
 
 

Оригинальные пособия, которые приобретены в новом учебном году для юных воспитанников МЭЦ помогут развить речевые функции, память, внимание, мышление, а так же расширить кругозор ребёнка.

А яркие красочные игры всегда привлекают внимание детей и в игровой форме помогают окунуться в мир звуков и слов.

Наступил новый учебный год и на отделении логопедии Межшкольного эстетического центра начались занятия с интереснейшими заданиями, речевыми играми, увлекательными путешествиями в мир звуков и слов!

На наших занятиях мы делаем особый акцент на развитие не только правильного звукопроизношения ,но всех высших психических функций (памяти ,внимания,мышления,воображения), а так же придаём особое значение развитию фонематического слуха,что способствует более успешному усвоению грамоты и письма для дошкольников,и конечно же уделяем большое внимание общему развитию связной речи!

В новом учебном году хотим пожелать своим ученикам новых достижений,знаний,красивой,чистой и ясной речи!

Вторник, 23 марта 2021 10:20

Это интересно!!!

Автор

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

На фото вы можете видеть очень веселую и полезную артикуляционную гимнастику (кл.педагога Новопольцевой А.Е.).

Что же это за гимнастика такая?

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Перед тем, как начать веселье-учебу, помните самое важное правило.

Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи!

А еще! Не забываем про фантазию! Чтобы было веселее и вкуснее, вместо карандашей можно использовать соленые палочки или конфеты! 
Вот так, играя, вы помогаете своему ребенку!

Дерзайте!

 Занятия мелкой или крупной моторикой полезны для развития речи ребенка, но только покуда действие еще не до конца усвоено малышом.

Это воспитывает моторное планирование, необходимое, в том числе, и для хорошей речи.

То есть знакомая, легко собираемая пирамидка или матрешка уже не является развивающей игрушкой.

Она может только занять малыша, но не поможет ему лучше говорить.

Поэтому важно постоянно предлагать ребенку новые варианты игр для развития моторного планирования и речи.

Какие занятия развивают моторное планирование у маленького ребенка?
• Самостоятельное одевание и раздевание, то же — с куклами.
• Труд (полить цветы из лейки, вытереть пыль, вымыть пол шваброй, почистить обувь и т.д.).
• Пересыпание крупы, переливание воды в разные емкости с помощью различных приспособлений.
• Обучение пользованию столовыми приборами.
• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование.
• Шнуровки, шитье.
• Закручивание гаек, шурупов, забивание гвоздей и т.п.
• Игры с вкладышами, сортерами, пирамидками (пока действия не стали привычными).
• Пальчиковые игры: выполнение разных фигур (зайка, коза, стол и т.п.) и движений пальцами (пальчиковая гимнастика со стихами — народными и авторскими).
• Речь с движением и логоритмика (выполнение разных движений в сочетании со стихами или песенками).
• Прохождение полос препятствий (пролезть сквозь тоннель, перепрыгнуть с кочки на кочку, проползти по дорожке, подлезть под стул, пройти по бревну, перелезть через стульчик и т.д.). Важно постоянно менять препятствия и их порядок.
• Танцы (разучивание новых движений в определенном ритме).
• Обучение любым новым моторным навыкам (бросать мяч, прыгать на одной ноге, кататься на велосипеде, залезать и спускаться по лестнице и т.п.).

Правила проведения игр.
1. Если занятие в данный момент дается ребенку не очень легко, но ему интересно, и он старается, хоть движения не очень ловкие, это значит — все идет правильно. Если только движения начинают получаться автоматически — легко, не задумываясь, это значит, что такие движения больше не служат для развития моторного планирования и речи — и пора привнести что-то новое или поменять игру.
2. Такие игры трудны для ребенка (если ему легко — занятие уже бесполезно!), поэтому нужно предоставить малышу возможность самому регулировать время игры. Если чувствуете, что ребенку становится скучно или он утомляется — переключите его на другое занятие.
3. Какие-то занятия интересны ребенку сами по себе. Например, мытье пола или переливание воды. А в другие можно внести дополнительный смысл. Например, мы не просто выкладываем линию из спичек, а прокладываем дорожку для мишки.
4. Чтобы игра не наскучила ребенку, каждый раз вносите небольшие изменения. Если вчера пересыпали фасоль, сегодня можно предложить рис или кофе. Вчера шли по полосе препятствий в гости к собачке, сегодня прыгаем по кочкам с лягушкой.

Источник: http://detskaya-rech.ru/

 

Страница 1 из 2
Яндекс.Метрика