Седьмой год обучения начал II четверть с погружения в эпоху классицизма. Венские классики Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. Бетховен – сфера наших интересов сейчас.
Я очень люблю сонаты Гайдна. Слушаю их с удовольствием - слава youtube! – и в исполнении зрелых мастеров, и в исполнении воспитанников нашего МЭЦ! Гайдн всегда хорош! Гайдн всегда свеж, интересен! Дети прекрасно ощущают брызжущую весельем энергию композитора.
Каждый, кто прикоснулся к его музыке, ощущает себя легким и счастливым!
Соната Ре- мажор №7 есть в программе по музыкальной литературе.
И вот, просматривая ноты, мы заинтересовалась посвящением: сёстрам фон Ауэнбруггер. Конечно, полезли в инет в поисках этих счастливых сестёр, ведь одна из лучших сонат классика № 1, посвящена им!
При запросе мы получили имя учёного-медика Иоганна Леопольда Ауэнбруггера, жившего в XVIII-ом столетии. Именно он обнаружил, что, приложив ухо к груди пациента и совершая по ней лёгкие удары, можно определить состояние тканей и внутренних органов. Выводы, опубликованные в небольшой работе, получили признание лишь через много лет.
В последние десятилетия жизни доктор вёл активную исследовательскую работу – искал способы излечения туберкулёза. Главная научная работа Ауэнбруггера написана в 1761 году, но стала относительно известной лишь в 1808 году. Впоследствии её признали одним из трудов, ставших основой для современной медицины.
Однако, о таинственных сёстрах, нет ни слова. Ищем дальше. И вот, на медицинском портале, нашлась большая статья Николая Ларинского «Чувствительный, музыкальный, в музыкальной стране, в великое музыкальное время».
Какая удача! это сказано о медике Иоганне Леопольде Ауэнбруггере. Угадайте, кто наши загадочные сёстры?!
Ими оказались дочери учёного Катарина-Франциска и Марианна. Папа был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Учителями девушек были самые известные музыканты Вены Йозеф Гайдн и Антонио Сальери. Во-от!
Ученицы - сёстры были умницы и красавицы. Леопольд Моцарт (отец Вольфганга Амадея) писал своему сыну: дочери Ауэнбруггера «очаровательны и очень музыкальны, особенно старшая, и играют сверхъестественно хорошо».
В 1780 году Й. Гайдн посвятил сестрам цикл из шести фортепианных сонат (Auenbrugger,s sonaten), которые до сих пор исполняются. 25 февраля 1780 года Й. Гайдн пишет: «Очень важно для меня одобрение дочерей Ауэнбруггера. Их манера игры и понимание музыкального искусства выдает в них великих мастеров».
Известно, что Леопольд и Вольфганг Моцарты, Й. Гайдн, А. Сальери бывали на воскресных музыкальных завтраках в доме Ауэнбруггеров.
Марианна Ауэнбруггер, утонченная и талантливая, в августе 1782 г. умерла от скоротечной чахотки. Замуж она выйти не успела. Антонио Сальери откликнулся на ее смерть «Траурной одой» для фортепиано и сопрано. Катарина вышла замуж и имела дочерей Терезию и Элоизу.
Соната №7 ре мажор (предположительно написана в 1779 или 1780 году) цикл из 3 частей.
В основе I части лежит следующий "сюжет". В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит - и игра начинается снова.
II часть резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое.
III часть (рондо)- возвращает атмосферу I части - радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части. Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на forte приподнято, помпезно, празднично. Ярко и эмоционально заканчивается соната Ре мажор.
Yandex.ru уверяет, что это портрет Катарины-Франциски Ауэнбруггер, в замужестве Цойс-Эдельштейн (Katarina von Zois-Edelstein, 1755-1825).

Но, видимо, это жена Иоганна Леопольда Ауэнбруггера - Марианна Пристерберг (Mariа -Аnnа von Priesterberg, 1730-1807), происходившая из семьи священника … Картинка есть и такая:

Первая часть сонаты помещена на сайте МЭЦ в разделе «Музыкально –теоретические дисциплины». Наслаждайтесь прекрасным Гайдном и будьте счастливы!
Педагог высшей категории
МАУ ДО МЭЦ Кочетова Е.Г.