Родители таких детей по-разному относятся к такой ситуации:
• Первый вариант:: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.
• Второй вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.
Что в таком случае можно посоветовать родителям:
В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Второй вариант: таким родителям приходится объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу (например, использовать в речи звукоподражания, лепетные слова).
Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:
• Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
• Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
• Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
• Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
• Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
• Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
• «Изображайте стихи» (пример: мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
• Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
• Не говорите при ребенке о его отставании.
• Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
• Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
• Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
• Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «Повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», « Как киса говорит?»
• Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.