Особенности работы над голосом в мутационный период

Николаева Л.Н.
Педагог театрального отделения

Мутацией голоса принято считать изменения или перемену голоса подростка в период полового созревания (у мальчиков - примерно с 13-19 лет, у девочек – с 12-14 лет).

Мутационный период – это период, когда формирование звука подростка находится в прямой зависимости от изменения структуры голосового аппарата.

В мутационном периоде у подростков часто замечается хрипота, скрипучесть голоса, усиливаются недостатки произношения. Голос становится непостоянным.

Продолжительность мутационных явлений как у мальчиков, так и у девочек бывает очень индивидуальной, в пределах от нескольких месяцев до 2 лет.

На протяжении периода мутации у мальчиков происходит много характерных изменений в голосе, а весь мутационный период можно разделить на три стадии: предмутационную, собственно мутационную и послемутационную. Послемутационная стадия – это завершение в развитии речевого голоса, то есть его оформление во взрослый голос. Следует помнить, что перитод мутации – это перестройка всего организма в период полового созревания. Перестройка не только органов голосообразования, а также систем нервно-психической сферы, сердечно-сосудистой, гармональной и дыхательной.

Режим голоса в период мутации это правильное воспитание навыков формирования «высокого резонирования» и свободной «внутриглоточной» артикуляции и дыхания. Звук, который зарождается в голосовых складках (особенно в периоде мутации), очень слабый; свой естественный тембр приобретает благодаря настрою «резонаторов».

Роль резонаторов голосового аппарата играют не только рот и глотка, но и другие полости, в частности, носовая. Она хотя не изменяет объема голоса, но очень влияет на его тембр, произношение гласных звуков.

Во время занятий с подростками в мутационном периоде следует учесть, что бережное отношение к их речи – залог будущего здорового голоса, актера, лектора, преподавателя.

Комплекс дыхательной звуковой гимнастики в мутационном периоде
Цель - тренировка полного носового дыхания, способствующая устранению застойных явлений в носоглотке, длительному выдоху с активизацией мышц брюшного пресса.
Упражнение 1 .Ноги - на ширине плеч, поднять руки вороны - вдох. Руки опустить, со счетом вслух 1,2,3,4,5 - выдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 2. Ноги - вместе, руки на поясе – вдох. Приседая, поднять руки в стороны (тянуть звуки БНННН)-выдох Возвращаясь в исходное положение, - вдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 3. Стоя, поочередно прикрывая рукой ноздри, медленно вдыхать левой половиной носа, а выдыхать правой, и наоборот. Повторить 3 раза.
Упражнение 4. Ноги - вместе, руки заложить за голову - вдох. Медленно опускаться со звуком ГНННН • - выдох. Возвращаясь в исходное положение, - вдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 5. Лечь на спину, прямые ноги – вместе, руки положить за голову - вдох. Сгибать левую ногу, протяжно тянуть БПППП - выдох. Возвращаясь в исходное положение - вдох. То же самое - с правой ногой. Повторить 3 раза.
Упражнение 6. Стоя, ноги - вместе, нос зажать пальцами. Громко и медленно считать до десяти, вдох – носом. Повторить 3 раза.
Упражнение 7. Медленно поглаживать шею сверху вниз, движение производится до подмышечных впадин, одновременно тянуть сочетания звуков БНННН, БНННН. БНННН. Повторить 3 раза.
Комплекс звуковой гимнастики артикуляционного резонаторного аппарата в мутационном периоде
Цель - снять мышечное напряжение артикуляционно- резонаторного аппарата, способствовать свободному, ненапряженному звучанию речевого голоса подростка, укрепить нервно-мышечный аппарат.
Упражнение 1. Открыть рот (вертикально), спокойно произнести AM, AM, AM; протянуть согласный звук МММ. Повторить 3 раза.
Упражнение 2. Произнести АММ, АММ, АММ погладить горло и верхнюю часть груди сверху вниз. Повторить 3 раза.
Глава III
Упражнение 3. Произнести АНН, АНН, АНН с поворотом головы направо, правой рукой погладить, левую половину шеи от уха до плеча. Произнести тоже и погладить левой рукой правую половину шеи от уха до плеча Повторить 3 раза.
Упражнение 4. Произнести ГНН, ГНН ГНН подтягивая вместе вместе с произнесением звука вверх верхнюю губу. Проделать 3 раза.
Упражнение 5. Произнести ACC, ACC, ACC, опуская вниз вместе с произнесением звука нижнюю губу. Проделать 3 раза.
Упражнение 6. Наклон головы назад - вдох, возвращаясь в исходное положение, произнести на выдохе АНГ, АНГ, АНГ Повторить 3 раза.
Упражнение 7. Кружение головы справа - налево, а затем слева- направо, с произнесением ГМ, БМ, ЗМ, ДМ. Повторить со следующими звуками:
ЗМ-ЗМ-ЗМ, ГМ-ГМ-ГМ, БМ-БМ-БМ ЗН-3H-3H, ГН-ГН-ГН, БН-БН-БН 'ЗЛ-ЗЛ-ЗЛ, ГЛ-ГЛ-ГЛ, БЛ-БЛ-БЛ, ЗР-ЗР-ЗР, ГР-ГР-ГР, БР-БР-БР

 

Яндекс.Метрика