Московченко В.В. - 
педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ

Вокальные упражнения

Для решения художественно-исполнительских задач и достижения вокального мастерства, юный исполнитель должен освоить вокальную технику, получить знания и овладеть навыками и умениями. Обязательным условием овладения певческими приёмами и техниками в совершенстве становится выполнение упражнений.

Упражнения (в том числе вокальные) – это систематическое воспроизведение специально разработанных заданий, для приобретения и получения определённых знаний и умений. В соответствии с уровнем подготовки учащегося их следует тщательно подбирать.

Для достижения желаемого результата в ходе выполняемых упражнений учащемуся следует объяснить:

  1. Какой звук или звуки надо воспроизвести.
  2. Что для этого нужно сделать.
  3. На чём именно необходимо концентрировать внимание при пении.

Важно, чтобы педагог придавал особое значение правильности выполняемых действий, детально и наглядно объяснил учащемуся схему выполнения упражнения, закрепив теоретический материал наглядным примером.

На занятии к вокальным упражнениям следует приступить только после того, как ребёнок сделал дыхательную и артикуляционную гимнастику. Необходимо всегда начинать с упражнений для разогрева голосового аппарата, а именно:

  1. Закрытый слог «м».

Осуществляем вдох носом, гортань опущена, как во время зевка. Поем звук «ХМ» по полутонам (До-до# (диез)- ре- ре#(диез)-ре-до# (диез)-до).

  1. Закрытым ртом воспроизводим звук «ХМ». «Х» является придыхательной. Гортань опущена. Поем звук «хм» оставаясь на первой ноте септаккорда.

Переходя на следующий этап, используем артикуляционные упражнения с музыкальным сопровождением.

  1. «Рычание» – язык расслабить и поднять к нёбу и проговорить звук «Р», так, чтобы получилось «р-р-р». Теперь осуществляем вдох носом и воспроизводим звук с музыкальным сопровождением (До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).
  2. Губы расслабить и сомкнуть – воспроизводим звук «пф». Вдох носом, выдуваем воздух на наш звук по нотам (До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).

Теперь, когда голосовой аппарат учащегося подготовлен, переходим к распевкам, которые позволят расширить диапазон голоса.

  1. «Я-А-А-А» – данную распевку следует использовать с применением глиссандо после того, как взяли звук «Я». Последующие звуки «А» выполняются с выталкиванием воздуха. При этом надо обратить внимание на гортань, она должна быть опущена, а язык не должен препятствовать. Такое упражнение исполняем по трезвучию.

(До-соль-ми-до).

Предлагаемые упражнения способствуют развитию вокальных навыков учащихся. Но не стоит думать, что количество упражнений ограничено – их большое множество. Здесь приведены несколько примеров с целью создания общего представления по теме.

Яндекс.Метрика