Кузьмина Г.Н.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(живопись, изобразительное искусство)

Инновации на отделении изобразительного искусства

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». В современном мире необходимы творческие, неординарные люди, способные искать смелые решения, предлагать оригинальные проекты .Все чаще мы слышим о дизайне, дизайнерах, потому, что это действительно популярная и нужная профессия. Многие учащиеся мечтают стать дизайнерами в различных видах деятельности( интерьер, одежда, реклама, ландшафт, и т. д).
Дизайнер - это художник нового типа. Его творчество - опредмеченное и системно обусловленное, происходит на стыке искусства (формообразование), науки (технологии), социума (маркетинг, менеджмент).
Мы переживаем время смены культурных парадигм. Формируется новая визуальная культура, и оттого, что мы в нее сможем привнести, участвуя в создании нового поколения дизайнеров, будет зависеть очень многое.

Поэтому уже в ДШИ следует вводить новые техники, материалы, методики. Инновацией в своей работе, я считаю, развитие креативности у детей.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Характерно, что программы большинства художественных школ, училищ, институтов направлены на обучение, а не на образование детей и подростков, то есть, передача и выработка навыков ставятся во главу угла. Развитие воображения, восприятия, креативного поведения происходит как бы само собой, как следствие обучения. Репродуктивность доминирует над продуктивностью.

В результате такого подхода мы имеем: пассивность учащихся, зависимость от авторитета, однообразие (повторяемость) результатов, случайность и редкость новых путей. Содержание многих программ находится на уровне прошлого и позапрошлого веков с преобладанием воспроизведения, копирования, жестким делением на жанры деятельности, отсутствием развитой (развивающейся и развивающей) творческой деятельности.
Креативная педагогика - это наука и искусство творческого обучения, или, другими словами, знание и исследование того, как формировать (развивать) творчество и творческую личность, а также умение и искусство применять это знание, т.е. делать это творчески в любом предмете обучения.
Цель креативной педагогики состоит в том, чтобы преобразовать ЛЮБОЙ предмет (класс, курс, программу, школу) в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся (учащихся “на всю оставшуюся жизнь”, умеющих и любящих самообучаться) – намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой. Такой процесс преобразования традиционного предмета (класса, курса, программы, школы) называется “креативной или творческой ориентацией”.
Когда общество нуждалось в большем количестве мастеровых, в этом обществе появлялись технические школы (мастерские) и, соответственно, педагогики для обучения техническим умениям и навыкам.
Когда обществу понадобились более образованные инженеры и доктора, в нем появилась педагогика приобретения знаний (школы, колледжи, университеты).
Когда в прошлом столетии оказалось, что существующие способы преподавания и решения задач не достаточны для удовлетворения потребностей общества, то появились школы для обучения творческому решению задач, школы обучения творчеству, и как результат этого развития, новая педагогика, которая получила название креативной педагогики.

Креативная педагогика вбирает в себя результаты исследований в области развития творческого потенциала таких авторов, как Уоллес (Graham Wallas), Осборн (Alex Osborn), Гордон (Gordon), Гилфорд (J.P. Guilford), Парнес (Sid Parnes), Торренс (Ellis Paul Torrance), Дэвис (Gary Davis), Генрих Альтшуллер, и т.д.) и приносит это в класс (курс, программу, школу), чтобы значительно улучшить процесс обучения.
В своей работе я использовала тесты на развитие креативности учащихся разработанные Торренсом. Суть методики в том, что следует дорисовать незаконченные картинки, а потом провести их анализ. Такие задания можно давать детям от 5 до 16 лет. Дети увлеченно выполняли задания, атмосфера в классе была творческой, позитивной, всем было весело и интересно. Аналогичные упражнения дают хороший всплеск фантазии, воображения. Композиции на заданные темы выполняются с легкостью после заданий Торренса.

Формирование новой картины мира должно основываться на использовании научных открытий - прежде всего по психологии восприятия, теории коммуникации и информации, исследованиях культуры, истории развития символики и мифологии, изучении формообразования, системном подходе.

Креативная педагогика обобщает:

1 уроки искусства;

2 техническое творчество;

3 психологию творчества;

4 творческое решение проблем;

5 творчески-ориентированные программы обучения.

На мой взгляд необходимо использовать:

1 Междисциплинарность. Преодоление (но не отрицание) традиционных жанров творчества, таких как рисунок, живопись, композиция, в границах сферы визуально-пластического. Вместо традиционных жанров вводятся колористика, графика, архитектоника.

2 Операциональность. Осознание, создание и развитие “палитры” творческих технологий. Каждая технология уникальна как музыкальный инструмент. Единство технологий - оркестр для творческого выражения.

3 Взаимодействие. Пути соединения разнопространственного, разновременного, разнокачественного. Возможности взаимосвязей и взаимопереходов плоского и трехмерного, подвижного и статичного, орнамента и изображения, технологии и воображения, моторики и формы

4 Культурные ценности. Ориентация на достижения Древнего и Нового искусства, их творческое осмысление и освоение, бытие в Культуре и Истории.

Как в каждом учебном заведении, самые одаренные, те, у кого наибольшие шансы стать успешными живописцами, графиками, дизайнерами. Дети рисуют на открытом воздухе, на лоне природы, этот опыт, может быть, важнее любых занятий в классе. Он дает возможность понять (и показать другим, так как итогом является выставка работ), чему каждый научился, что постиг. А сколько чувств вызывает общение с природой!
Не все, конечно, пойдут после МЭЦ в живописцы и графики. Но духовно богаче станет большинство. Посреди нынешнего падения культуры, снижения всех и всяческих образовательных планок детские художественные школы, школы искусств продолжают воспитывать ребят на высоких образцах живописи, музыки, театра. Уже одно то, что подростки в МЭЦ на занятиях рассматривают художественные альбомы с репродукциями картин великих мастеров разных эпох, что преподаватели, как здесь принято, читают им классическую поэзию, вырывает их хотя бы на время из контекста современной жизни.

К тому же учеба в МЭЦ – это серьезный труд, формирующий характер и волю. На занятия приходят после уроков в обычной школе, добровольно отрабатывают вторую смену. И даже самые маленькие дети, занятия с которыми продолжаются 15-20 минут, получают, пусть и несложное, но задание, которое нужно выполнить до конца, придать работе законченный вид.

«Использование позитивной психологии на уроках живописи», Дети по моим наблюдениям, испытывают все больший дискомфорт от уроков в общеобразовательной школе, где все слишком рационально выстроено,
особенно от жесткости экзаменов в форме ЕГЭ. Да и от привычки многочасового сидения за компьютером тоже. Это приводит к стрессам. Отделение изобразительного искусства МЭЦ – как раз то место, где отрицательные эмоции можно перевести в положительные. Подростки создают ассоциативные работы, выражая в них свои чувства. (Не зря занятия живописью и рисунком используют в психотерапии). Причем на уроках им позволяется работать не только кистью и карандашом, но и просто пальцами, обмакивая их в краски — есть и такая техника. Это снимает стресс уже на уровне тактильных ощущений, позволяет освободить агрессивные импульсы. А еще у детей здесь интересная жизнь, с традиционным посвящением в юные художники, с выставками- картин ,вернисажами в зеркальном зале МЭЦ.

 

Яндекс.Метрика