Восканова Сусанна Арташесовна
педагог дополнительного образования
МОУ ДО МЭЦ г. Краснодар

Смычок. Начальный этап обучения игре на скрипке

При игре на скрипке очень важна постановка правой руки, её желательно держать как бы в одной плоскости. Положение локтя должно быть в меру высоким (низкое его положение сковывает масштаб штриховой техники, а слишком высокое вызывает лишнее напряжение плечевого пояса) и зависеть от используемой струны. При игре на каждой струне и их двойных сочетаниях существует свое, наиболее естественное положение локтя (семь этих положений образуются внутри зоны между высоким положением на струне Соль и низким на струне Ми). Однако при быстром чередовании струн желательно применять положение локтя, удобное для игры на нескольких струнах, и не следует его менять. Часто оно соответствует уровню одной из нижних струн.
Положение трости смычка при игре в основном используется несколько наклонное в сторону грифа. Наибольший наклон следует применять в рр, наименьший — в ff при исполнении двойных нот, аккордов. Прямое положение трости необходимо в штрихе tremolo. При исполнении непрерывного рикошета по нескольким струнам, staccato вниз смычком, «нервного» вида staccato, приема тремоло (мелкого detache у конца смычка) возможен даже обратный наклон трости (в сторону к подставке). Однако для увеличения количества волоса, соприкасающегося со струной, не всегда нужно искусственно уменьшать наклон трости к грифу, так как это происходит и при усилении плотности прилегания смычка к струне.
Абсолютно верным является совет А. И. Ямпольского избегать крайних положений кисти — сильно прогнутой у конца и сильно согнутой у колодки, так как это вносит дополнительные трудности при исполнении штрихов, требующих широкого проведения смычка в быстром темпе.
Важным моментом, особенно при игре в верхней половине смычка, является применение довольно значительного угла поворота предплечья внутрь, чтобы через указательный палец, лежащий на трости, на смычок мог переходить как бы вес всей руки — это способствует рождению полного тона звучания. При недостаточном повороте предплечья передача веса всей руки подменяется обычно специальным нажимом указательного пальца. Это дает «пережатость» звука, недостаточную его полетность и вызывает длительную излишнюю напряженность в кисти и пальцах, отрицательно сказывающиеся на штриховой технике.
При игре в нижней части смычка в связи с увеличением давления на струну веса самого смычка передача веса руки через указательный палец уже, как правило, нецелесообразна. Здесь желательно ее, напротив, прекращать, передавая большой вес руки на смычок через мизинец, который в этом случае уравновешивает вес смычка. Однако желательно, чтобы при этом указательный палец не терял легкого соприкосновения с тростью. (В отдельных случаях при щупе рр можно уменьшать угол поворота предплечья, чтобы добиться легкого звука, извлекаемого только весом смычка — при этом указательный палец уже не должен лежать на трости, а может лишь соприкасаться с ней только сбоку, аналогично среднему пальцу.)
Необычайно важно правильно держать большой палец правой руки. Нужно, чтобы он всегда был согнутым в суставе между первой и второй (от кисти) фалангами, а во втором суставе был немного согнутым при игре у колодки и более прямым при игре у конца смычка. Поддерживать смычок большим пальцем следует, прикасаясь концом подушечки пальца снизу к трости смычка около колодки.
При указанном положении большого пальца смычок как бы сам лежит на нем, не требуя дополнительного напряжения мышцы, находящейся между большим и указательным пальцами, которое почти всегда встречается при ином, нецелесообразном положении большого пальца (не согнутом в первом от кисти суставе) и также отрицательно сказывается на звуковых результатах и качестве штриховой техники. Напряжение этой мышцы сковывает свободу кисти и препятствует образованию открыто льющегося звука.
Первые фаланги остальных пальцев должны как бы продолжать кисть правой руки, а следующие суставы должны быть заметно согнуты и придавать пальцам внешне округлую форму (в большей степени при игре у колодки, в меньшей — у конца смычка). Пальцы следует располагать между собой на естественном для свободной руки расстоянии, не расставляя их и. искусственно не прижимая друг к другу.

Яндекс.Метрика