Некоторые аспекты методики обучения

эстрадному вокалу

педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ

Вишневская Тамара Леонидовна

Эстрадный жанр основан на синтезе целого ряда искусств и имеет свои специфические особенности, это – пение, близкое к речевой манере; пение с движением и актерское мастерство; музыкальная и вокальная импровизация,широкое использование акустической аппаратуры; образный, доступный репертуар.

Характер звучания голоса эстрадного певца нельзя определить однозначно. Он многолик в зависимости от направления в рамках данного вида искусства. Каждое жанровое направление имеет свое «лицо» с точки зрения манеры подачи звука и использования различных звуковых эффектов (сип, хрип, крик, рычание, фальцет, и, наряду с этим, нормальное звучание голоса). Эстрадная манера пения приближается по звучанию к народной манере, но использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале, поэтому в процессе работы с детьми в стиле эстрадного вокала педагоги опираются на общеизвестные методы вокальной педагогики.

Основой для постановки голоса эстрадного певца на первом этапе работы должно быть освоение техники пения в речевой позиции, как универсальной техники, создающей условия не только для пения нормальным голосом, но и для быстрого освоения любой манеры эстрадного пения в дальнейшем.

Пение в речевой позиции обеспечивает сохранение ощущения легкости, комфортности при пении, естественности артикуляции, и, следовательно, хорошей дикции, независимой от условий фонации (регистра, высоты тона, типа гласного, силы голоса, эмоционального содержания художественного образа исполняемого произведения). Техника пения в речевой позиции создает оптимальные условия и для развития голоса эстрадного певца, т.к. звукообразование происходит в естественных условиях, без излишнего напряжения мышц голосообразующей системы, как при обычной речи, без насилия над голосом и каких-либо искусственных приемов.

Звукообраз эстрадного пения в речевой позиции напоминает открытую фонему «Э». Слегка приподнятое мягкое небо придает ей определенную округлость. Округление гласных в эстрадном пении в речевой позиции достигается фиксированным положением мягкого неба, а единая манера артикуляции - стабилизацией положения гортани, а также артикуляционной установкой глотки по образцу округлой фонемы «Э», с ориентацией, в основном, на «горизонтальное» оформление всех гласных в процессе вокальной речи. Однако единая манера артикуляции не должна приводить к искажению фонем, и тем самым отрицательно влиять на дикцию.

В эстрадном пении в речевой позиции работа артикуляционного аппарата по своей амплитуде тождественна разговорной речи: ничего нарочито утрированного в его движениях. Произношение слов в пении так же естественно и просто, как при разговоре. Именно эта манера подачи слов помогает певцу выразить искренность мыслей и чувств в интонировании.

Настройку голоса следует начинать с освоения отдельных фонем: А, Э, И, О, У. В том случае, если учащийся не имеет первоначальной вокальной подготовки, наиболее эффективно применение фонемы А. Особенно в работе должны использоваться упражнения пения в речевой позиции. Например:

1)поочередное проговаривание всех звуков алфавита по три раза каждый;

2) слоги из двух звуков: а) гласные + сонорные согласные М, Н, Л, Р, стимулирующие резонирование маски; б) гласные + звонкие губные (Б, В), стимулирующие активизацию артикуляционного аппарата и резонирование маски; переднеязычные (Д, 3), заднеязычные (Г) согласные, стимулирующие грудное резонирование; в) гласные + глухие согласные (в аналогичном порядке: П-Т, С-К, X, Ч, требующие умения быстро их проговаривать; ГА-ГА-ГА, ХА-ХА-ХА, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХИ-ХИ-ХИ, способствующие усвоению навыка выравненное гласных);

3) трех и четырехзвучные слоги (МАЙ, МЭЙ, МОЙ; ИРА ИРОЧКА; МАМИ-МАМИ-МАЙ и др.);

4)упражнения, основанные на вибрации губ, которую дети исполняют, имитируя звук «работающего двигателя автомобиля или трактора». Такие упражнения можно применять в виде восходящего и нисходящего движения в объеме чистой квинты, а также на основе интонирования мажорного трезвучия. На более поздних этапах обучения может применяться «пропевание» мажорной гаммы, также основанное на вибрации губ, пропевание мажорного звукоряда вверх вниз с названием нот в гамме «до мажор». Применение слогов из двух звуков: а) сонорные гласные М, Н, Л (ма, мэ, ми), стимулирующие «резонирование» маски; б) гласные звуки в сочетании со звонкими губными (Б, В), стимулирующие активизацию артикуляционного аппарата и т.д.

  1. короткие попевки ( Я ИДУ ДОМОЙ - пропевание тетрахорда сверху вниз по секвенции, Я ТВОЙ ДРУГ - опевание ноты на каждом слове, СВЕТЛЫЙ МАЙ - пропевание трех первых мажорных ступеней как вверх, так и вниз, можно с опеванием и т.д.).
  2. Клипп О.Я. Постановка голоса эстрадного певца/О. Я. Клипп. - М.: МГПУ, 2003.-18с.
  3. Клитин С.С. Эстрада - проблемы теории, истории и методики/С.С. Клитин. - Л.: Искусство, 1987.- 190с.
  4. Попков Н.Н. Постановка голоса. Практический курс современного эстрадного пения/Н. Н. Попков. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1997.- 96с.
  5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. - М.: Прометей, 1992. - 270 с.

Следует отметить, что поскольку различные стили эстрадного пения пришли к нам с Запада, то пение на английском языке в данном виде искусства является основным. Фонетический строй любого языка своеобразно влияет на фонационный механизм. Анализ этих процессов не входит в рамки нашей статьи, однако, на основании собственного практического опыта можно сказать, что своеобразие артикуляционной базы различных языков в пении только взаимодополняют друг друга и расширяют исполнительские возможности певцов, но и обогащают слуховые впечатления, как исполнителей, так и слушателей.

Также, одно из наиболее важных и острых проблем в эстрадном исполнительстве является проблема дикции и подачи слова. Исполнители, а тем более начинающие, должны не только контролировать звук собственного голоса, в смысле работы резонаторов, но и следить за артикуляцией, за разборчивостью текста, который они поют. Конечно, приучать к точному проговариванию нот и слогов на определенных упражнениях, а затем слов при исполнении песен, необходимо с первых занятий. Но во многом артикуляция и дикционная четкость певцов зависят от верности самого звука, от полноценности озвучивания ими резонаторов. Поэтому внимание педагога должно быть направлено, прежде всего, на звук. Слово должно нанизываться на верный, комфортный звук, тогда оно само станет комфортным.

Нередко в ущерб слову певец заботится только о качестве звука, а дикция при этом перестает быть предметом его внимания. Как следствие, звук становится позиционно заваленным и слова не слышно. При любом пении, а тем более, эстрадном, всегда необходимо точное, яркое слово, но при этом нельзя терять ощущения резонанса. Резонанс и слово всегда должны быть взаимосвязаны.

С точки зрения работы над словом, с первых упражнений и произведений необходимо заниматься не пением вообще, а рассматривать текст упражнений и произведений не только как ноты и слова, но и как законченную мысль. В этом случае задача получается конкретнее и результат лучше.

Что касается настройки грудных резонаторов, то данный процесс связан с представлением певцов о точке - фокусе, находящейся в центре грудной клетки. Ее вибрация связана с работой гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, реагирующих на всякое эмоциональное возбуждение. Поэтому, фокус грудного резонирования, расположенный, примерно, напротив сердца, можно считать центром энергии эмоций. При открытой манере подачи звука в эстрадном пении именно в фокусе грудного резонирования мысленно программируются все гласные фонемы. Здесь находится точка их опоры. Она рождается, прежде всего, в представлении певца, а затем реализуется в его действии в процессе фонации.Чтобы активизировать работу грудных резонаторов можно во время протяженного возгласа удивления на гласных «У» или «А» слегка поколачивать себя по груди в быстром темпе.

В процессе пения очень важно научиться мысленно программировать звуковые действия с постоянным опережением их. Для сохранения грудного ощущения резонанса певцу необходимо постоянно держать фокус грудного резонирования в центре своего внимания; на основе своего воображения как бы излучать этой точкой звуковую энергию. Ощущение грудного резонирования помогает певцу выявить оптимальную динамическую яркость голоса. Голос, отражаясь от фокуса грудного резонирования, расцветает богатством грудных обертонов низкой певческой форманты.

Благодаря интенсивному грудному резонированию, возникающему вследствие плотного смыкания голосовых складок при открытом способе голосообразования, голоса эстрадных певцов могут звучать исключительно сочно, обертонально насыщенно и достаточно сильно в динамическом отношении.

Однако наибольший эффект вокального звучания певец может достигать только при условии включенности всех резонаторных полостей, как грудных, так и головных. Это проявляется, как следствие умения пользоваться смешанными регистрами своего голоса. Традиционная методика совершенно справедливо рекомендует верхний участок диапазона голоса петь с сохранением грудного резонирования, а нижний - петь легко, не нажимая, с ощущением головного резонирования. Такая функциональная установка помогает сохранению ровности звучания голоса на всем звуковом диапазоне голоса певца.

Литература:

Яндекс.Метрика