Педагог дополнительного образования

МАОУ ДОДЦДОД МЭЦ

(музыкознание)

Цыценко А.В.

Развитие вокально-интонационных навыков

и ладового чувства на втором году обучения сольфеджио.

Методические рекомендации. Варианты упражнений.

В исследуемый образовательный период основной задачей педагога сольфеджио является развитие у обучающихся первоначальных певческих навыков, что включает в себя: правильное дыхание, связное, распевное исполнение, чистое интонирование.  В поисках песенного репертуара необходимо учитывать примарную зону голосового аппарата ребенка от ми1 - до ля1 октавы, при классическом диапазоне исследуемой возрастной категории (6-7 лет) от ре1 – до до2. Поэтому первоначальный учебный материал должен изучаться в примарной зоне и только при бережном отношении к голосовому аппарату расширять свои границы.

Умелое использование дыхания – один из верных путей раздвижения границ певческого диапазона у ребенка, так как именно культура певческой атаки определяет характер работы голосовых связок. Как правило, у детей сила звука ограничена, что приводит к мягкой звуковой атаке и, следовательно, к воспроизведению спокойного, мягкого звука средней силы. Однако такая атака звука будет губительной для детей инертных и вялых. Значительная утечка воздуха при пении у таких детей приводит к плохому звукообразованию. Поэтому для них пригодной является атака твердая, обеспечивающая интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования.

Педагог сольфеджио должен помнить, что важным критерием проверки правильного дыхания служит качество звука. Прерывистый, вялый звук – показатель плохого дыхания. Мышечный тонус плечевой зоны (поднимание ребенком плеч при вдохе) – также плохой показатель, поскольку включает ненужные для пения мышцы гортани, что в свою очередь ведет к крикливому, напряженному пению, и, соответственно к потере интонационной чистоты.

При работе над дыханием и интонационными упражнениями преподавателю сольфеджио следует также помнить, что ребенку в исследуемый возрастной период сложно долго петь протяжно, поэтому при выборе музыкального материала на начальном этапе обучения нужно постараться обойтись без кантилены. Яркие, подвижные образно-эмоциональные музыкальные примеры или примеры «усредненные» по темповым характеристикам сыграют в этом возрасте непременно положительную образовательную роль. При этом выбор исполнительского темпа не должен «зашкаливать», ребенок всегда должен успеть себя услышать.

Основные формы работы по развитию вокально-интонационных навыков и ладового чувства на уроках сольфеджио в первом классе складываются из трех составляющих:

- пение с листа;

- сольфеджирование;

- пение в ансамбле.

Некоторые методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися  второго года обучения.

1. Создать эмоциональный комфорт, безусловно принять каждого ребенка и создать спокойное настроение в группе.

2. Использовать в работе групповой опрос, а не индивидуальный. К индивидуальному опросу прибегать лишь точечно, в крайних случаях и незаметно для детей. Данная рекомендация исходит из психологии возраста 6-7 лет: индивидуальный опрос приводит ребенка в состояние стресса, а стресс есть болезнь. Соответственно контрольные, итоговые формы работ должны проходить только в группе.

3. Не отсаживать «в дальний угол» плохо поющих детей, сажать их рядом с хорошо поющими, чтобы они всегда имели пример правильного звучания.

4. Выбирать начальный музыкальный материал, содержащий не соседние звуки в попевке, а скачок вниз на малую терцию («Та-та, два кота»), так как он более физиологичен для голосового аппарата, а затем уже подключать движение по соседним звукам и скачок вверх на терцию.

5. При подготовке к пению всегда «запустить механизм» выбранной скорости исполнения и не допускать дирижирования с локтями на столе.

6. Приучить ребенка при пении правильно держать корпус, не напрягать плечевой пояс, а также сидеть на достаточно большом расстоянии от стола. Ни в коем случае живот поющего не должен упираться в стол - это залог неправильного дыхания и, соответственно плохой интонации.

7. Не переусердствовать с ручными знаками, чаще использовать в работе прием «карандаша» и рисовать в воздухе направление движения (наглядно руками изображать лесенку при поступенном движении вверх или вниз, показать, как мелодия стоит на месте и т.п.).

8. Менять формы работы каждые 2 – 4 минуты, тем самым не давать расслабиться учащимся.

9. Не спешить при пении.

10. Придумать для урока «островок радости» (по Чустовой), где бы дети все могли и все умели.

Варианты упражнений для развития

вокально-интонационных навыков и ладового чувства

Блок начальных упражнений:

- петь, называя ноты, используя немую клавиатуру (клавиатуру целесообразно сделать сразу в две с половиной октавы и реального размера);

- петь на слог - способ пения, предполагающий выучивание «мотива», что способствует его осмыслению в плане направления движения и будет весьма полезным для дальнейшего, например, транспонирования. Способ же подставления римских цифр под мелодию  выглядит как математическое упражнение, не задевающие слуховые центры;

- петь небольшие попевки и нотами и с текстом;

- ритмизировать стихи.

Блок упражнений для работы над устойчивыми и неустойчивыми звуками:

- петь настройку в тональности не ограничиваясь движением от Iй - через IIIю -  к Vй ступени, а дать волю (себе или обучающимся) к импровизации по этим ступеням;

- импровизировать (сочинять) на устойчивых звуках голосом с подыгрыванием аккомпанемента на устойчивых звуках;

- подключить в упражнениях вспомогательные звуки к устойчивым. Использовать прием «Пошли в гости и вернулись»;

- запоминать небольшие фразы, уметь повторить их с аккомпанементом преподавателя и без, уметь повторить в другой тональности;

- допеть до тоники;

- петь по гамме тоны и полутоны;

- вычленять из гаммы тоны и полутоны;

- сочинять вопросо-ответные построения с помощью педагога и без;

- сочинять мелодию на заданный ритм;

- сочинять мелодию или попевку с заданными мелодическими условиями, например, с заданным скачком от V к I вверх или вниз;

- петь музыкальные примеры, чередуя пение вслух и про себя;

- петь звукоряды с чередованием пения звуков вслух и про себя;

- выучивать музыкальные примеры наизусть;

- секвенцировать несложные мотивы и фразы;

- петь выученные номера с пением устойчивых звуков вслух, а неустойчивых про себя;

- петь по карточкам преподавателя (двух- и четырехтакты с определенными интонационными и интонационно-ритмическими задачами).

Блок упражнений для работы над интервалами:

Примечание: в первом классе у учащихся без предварительной подготовки раздел «Интервалы» рекомендуется изучать только как сочетание двух звуков. Так, например, дети должны усвоить, что число 5 – это квинта, а 7 – септима.

- играть преподавателю с учениками: преподаватель называет интервал – дети при раскрытых ладошках «выбрасывают» нужное количество пальцев;

- играть в игру «Волшебные шаги»: преподаватель задает задание в интервальных обозначениях, ребенок пробирается шагами к цели. Например, преподаватель говорит: «В сундучке на Пашином столе лежит секунда». Ученик пробирается к сундучку на два шага и т.д.

- играть в мяч парами (преподаватель – ученик или ученик – ученик): один подает мяч и называет интервал, другой мяч ловит и называет количество ступеней в заданном интервале (если под рукой не оказалось мяча, можно взять мягкую игрушку);

- петь интервалы цепочкой в избранном направлении;

- петь и играть упражнение: левой рукой держать основную ноту, правой прибавлять: «Вот прима, вот секунда…», то же и в обратном направлении со сменой ролей в руках. Теперь в правой руке основная нота, а левая прибавляет интервалы;

- играть на фортепиано, а также показывать на немой клавиатуре задаваемые расстояния-интервалы;

- играть на фортепиано подряд все терции, все квинты и тут же все трезвучия, забегая вперед на несколько тем, чтобы у детей с первого класса не сложилось мнения о трезвучии как о тоническом и больше ни каком;

- слушать интервалы как музыкальные образы, реагировать на них, поднятием соответствующей картинки. 

В результате завершения первого года обучения при приобретении вокально-интонационных навыков учащиеся должны владеть такими понятиями как: - нотный стан, клавиатура, клавиши, регистры, октавы;

- скрипичный и басовый ключи;

- знаки ключевые и случайные. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар;

- мажорный и минорный лады, строение мажорной гаммы, тон, полутон;

- звукоряд, гамма, тональность;

- тоника, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, опевание;

- мажорное и минорное трезвучия;

-интервалы от примы до октавы без тоновой величины.

Яндекс.Метрика