Демиденко Н.В.

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

(синтезатор, фортепиано)

Клавишный синтезатор как  средство всестороннего развития обучающихся в системе дополнительного образования

     Современные направления информатизации образовательного процесса дают возможность пополнять традиционные методы обучения в соответствии с новыми возможностями, используя методы современной музыкальной компьютерной педагогики. В МЭЦ реализуется программа  "Клавишный синтезатор", составленная на основе и в соответствии с ФГТ.

      Функциональные  возможности  современных  синтезаторов  практически безграничны и позволяют обучающимся осваивать различные произведения, что в электронной музыке связано с  созданием их аранжировки, которая в свою очередь призвана придать новую художественную ценность музыкальному материалу. В процессе приобщения к данному виду творчества реализуются следующие принципы:

- интеграция исполнительской, композиторской, звукорежиссёрской   деятельности;

- расширение звуковой палитры;

- возрастание интерактивной роли обучающегося;

- приобщение к работе  над элементами звукового синтеза.

 Огромный  художественный  потенциал  электронных  инструментов  требует  от  их  пользователя  переосмысления  нотного  текста  -  его  нужно  переложить,  аранжировать  для  виртуальных  инструментов  в  соответствии  с  особенностями  каждого  из  них. Проектирование аранжировки включает в себя:

- определение жанрово-стилистической направленности;

- анализ музыкальной формы произведения;

- тщательный гармонический анализ;

- работу над фактурой;

- отбор звуковых средств: паттерна,  тембра и т.д. 

В процессе работы и последующем разучиванием произведения применяются следующие методы:

- разъяснение ученику последовательности действий;

- авторская интроспекция  - показ ученику определённых сторон творческого процесса с комментариями собственных действий;

  - метод интонационно-творческой антиципации(умение представлять результаты своего действия еще до его осуществления), что способствует развитию внутреннего слуха и навыка перспективного слухового мышления;

  - ориентирование  на органичность взаимодействия музыкальных средств. Данный метод помогает ученику-аранжировщику проанализировать соотношение тембра и фактуры, учит подбирать электронные голоса, наиболее соответствующие  образному строю музыкального произведения, учитывая состав виртуальных исполнителей, способы и приёмы игры на различных инструментах. Использовать  тембры  можно  как  по  отдельности,  так  и  в  их  различных  сочетаниях.  Наличие  таких  возможностей  развивает не только   тембровый  слух, но  и расширяет общий  музыкальный  кругозор  обучающихся.

    В  связи  с  этим  необходимо отметить,  что  традиционные  приемы  восприятия  не  являются  единственно  применимыми, а   исполнение  требует  от  музыканта  развития  специфического  исполнительского  мышления. Его развитие основано на  методах, применение которых связано с различными этапами работы над музыкальным произведением и опирается на выполнение творческих заданий  с элементами исполнительства, импровизации, звукорежиссуры, звукового синтеза.

    В основу обучения  на клавишном синтезаторе положены традиционные формы работы, но вместе с этим процесс приобщения обучающихся к электронному музыкальному творчеству невозможен без реализации ряда специфических принципов:

- принцип интеграции исполнительской, композиторской, звукорежиссёрской направленности, обеспечивающий гармоничное развитие учащихся;

- принцип расширения звуковой палитры - использование разнообразных составляющих электронного звучания;

- принцип возрастания интерактивной роли обучающихся. В процессе занятий дети приобретают навыки, позволяющие  им самостоятельно выполнять различные аранжировки песенно-танцевального характера, опираясь на шаблоны сопровождения мелодии, различные тембры.

- работа  над элементами звукового синтеза, в результате которой аранжировка приобретает индивидуальное звучание.

     Разнообразные функции клавишного синтезатора являются мощным средством развития  фантазии обучающихся в аспекте музыкальной композиции, в нахождении новых оттенков, синтеза музыкального звука. Занятия по данной программе носят интегральный характер, помогают развитию всех компонентов мышления и музыкально-творческого совершенствования.

Яндекс.Метрика