Демиденко Н.В.
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ
(синтезатор, фортепиано)
Клавишный синтезатор как средство всестороннего развития обучающихся в системе дополнительного образования
Современные направления информатизации образовательного процесса дают возможность пополнять традиционные методы обучения в соответствии с новыми возможностями, используя методы современной музыкальной компьютерной педагогики. В МЭЦ реализуется программа "Клавишный синтезатор", составленная на основе и в соответствии с ФГТ.
Функциональные возможности современных синтезаторов практически безграничны и позволяют обучающимся осваивать различные произведения, что в электронной музыке связано с созданием их аранжировки, которая в свою очередь призвана придать новую художественную ценность музыкальному материалу. В процессе приобщения к данному виду творчества реализуются следующие принципы:
- интеграция исполнительской, композиторской, звукорежиссёрской деятельности;
- расширение звуковой палитры;
- возрастание интерактивной роли обучающегося;
- приобщение к работе над элементами звукового синтеза.
Огромный художественный потенциал электронных инструментов требует от их пользователя переосмысления нотного текста - его нужно переложить, аранжировать для виртуальных инструментов в соответствии с особенностями каждого из них. Проектирование аранжировки включает в себя:
- определение жанрово-стилистической направленности;
- анализ музыкальной формы произведения;
- тщательный гармонический анализ;
- работу над фактурой;
- отбор звуковых средств: паттерна, тембра и т.д.
В процессе работы и последующем разучиванием произведения применяются следующие методы:
- разъяснение ученику последовательности действий;
- авторская интроспекция - показ ученику определённых сторон творческого процесса с комментариями собственных действий;
- метод интонационно-творческой антиципации(умение представлять результаты своего действия еще до его осуществления), что способствует развитию внутреннего слуха и навыка перспективного слухового мышления;
- ориентирование на органичность взаимодействия музыкальных средств. Данный метод помогает ученику-аранжировщику проанализировать соотношение тембра и фактуры, учит подбирать электронные голоса, наиболее соответствующие образному строю музыкального произведения, учитывая состав виртуальных исполнителей, способы и приёмы игры на различных инструментах. Использовать тембры можно как по отдельности, так и в их различных сочетаниях. Наличие таких возможностей развивает не только тембровый слух, но и расширяет общий музыкальный кругозор обучающихся.
В связи с этим необходимо отметить, что традиционные приемы восприятия не являются единственно применимыми, а исполнение требует от музыканта развития специфического исполнительского мышления. Его развитие основано на методах, применение которых связано с различными этапами работы над музыкальным произведением и опирается на выполнение творческих заданий с элементами исполнительства, импровизации, звукорежиссуры, звукового синтеза.
В основу обучения на клавишном синтезаторе положены традиционные формы работы, но вместе с этим процесс приобщения обучающихся к электронному музыкальному творчеству невозможен без реализации ряда специфических принципов:
- принцип интеграции исполнительской, композиторской, звукорежиссёрской направленности, обеспечивающий гармоничное развитие учащихся;
- принцип расширения звуковой палитры - использование разнообразных составляющих электронного звучания;
- принцип возрастания интерактивной роли обучающихся. В процессе занятий дети приобретают навыки, позволяющие им самостоятельно выполнять различные аранжировки песенно-танцевального характера, опираясь на шаблоны сопровождения мелодии, различные тембры.
- работа над элементами звукового синтеза, в результате которой аранжировка приобретает индивидуальное звучание.
Разнообразные функции клавишного синтезатора являются мощным средством развития фантазии обучающихся в аспекте музыкальной композиции, в нахождении новых оттенков, синтеза музыкального звука. Занятия по данной программе носят интегральный характер, помогают развитию всех компонентов мышления и музыкально-творческого совершенствования.