Смородин К.П.

концертмейстер

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

«Творческая деятельность концертмейстера»

История аккомпанемента как вида музыкальной практики насчитывает несколько столетий, практически, со времен средневековых странствующих музыкантов – менестрелей, жонглеров и шпильманов. Однако до настоящего времени исследований, которые создавали бы целостное представление о базовых принципах и специфических особенностях концертмейстерской деятельности, не существует. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что аккомпанемент долгое время культивировался в сфере любительского музицирования, а в творческой деятельности исполнителя-профессионала являлся сопутствующим видом занятий.

Процесс выделения концертмейстерской деятельности в самостоятельную разновидность профессионального исполнительства пианиста протекал со второй половины XIX века, завершившись в XX столетии. Вызревая в недрах фортепианной культуры, концертмейстерское искусство в России, в его разных проявлениях, формировалось в тесном содружестве с оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанными с ними особенностями исполнительства. Сегодня ясна значимость роли искусства аккомпанемента, как и очевидна особая роль концертмейстера в исполнительском искусстве, который, прежде всего, должен обладать качествами музыканта-художника широкого профиля, разносторонними знаниями в области концертмейстерского творчества, интуитивным чувствованием солиста, безупречным художественным вкусом, глубоким пониманием смысла музыкального произведения.

В процессе многовекового становления концертмейстерской деятельности происходило постепенное совершенствование ее базовых компонентов – от  комплекса музыкально-исполнительских навыков, которыми должен обладать адресант - художник широкого профиля, до специальных ансамблевых, психологических особенностей, педагогических и организационных способностей.

Исполнителю в амплуа концертмейстера, прежде всего, необходимо свободно владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном смысле, использовать личный арсенал  мастерства. Лучше всего это удается исполнителям, обладающим музыкальной одаренностью, творческим ассоциативным мышлением, умением представить образную сущность и структуру сочинения, артистизмом, способностью вдохновенно передать замысел композитора в концертном исполнении. Вместе с этим, концертмейстер должен располагать специальными ансамблевыми навыками и профессиональными умениями – сорганизации партитуры, «выстраивания вертикали», обеспечения живой пульсации музыкальной ткани, выявления индивидуальной красоты солирующего голоса, беглого чтения нотного текста с листа, транспонирования и подбора аккомпанемента по слуху, выбора удобной, облегчающей исполнение аппликатуры, соразмерения своей художественной индивидуальности, своего исполнительского стиля, технических приемов с индивидуальностью, стилем, исполнительскими приемами партнера и мн. др. Главная особенность деятельности концертмейстера заключается в его умении слиться с художественными намерениями солиста, понять его пожелания, принять их, естественно войти в концепцию исполняемого произведения и одновременно, – заинтересовать собственным замыслом, передать личное видение музыкальных образов.     

Ансамблевое  исполнительство отличается от сольного, прежде всего тем, что художественная концепция и все детали интерпретации являются результатом размышлений и творческой фантазии нескольких музыкантов-исполнителей и воплощаются они совместными усилиями. Напомним, что слово «ансамбль» пришло в наш язык от французского ensemble, что в переводе означает «вместе», «единство».

Концертмейстер способен обеспечить это единство в том случае, если обладает определенным набором специальных ансамблевых навыков, связанных с гибкой передачей голоса от партнера к партнеру, синхронностью исполнения при взятии и снятии звука, равновесием звучания в интервалах и аккордах, разделенных между разными партиями, согласованием приемов звукоизвлечения, соразмерностью, балансом в звуковедении нескольких голосов, соблюдением общности ритмического пульса, единства динамики и фразировки, решением штрихового вопроса, связанного с выбором наиболее точных для реализации музыкального образа штрихов, дающих тождественный по характеру звучания результат.

Специфика концертмейстерского исполнительства сводится к тому, чтобы быть не единственным, а одним из участников музыкального действия. В этом необходимо найти особый художественный смысл. Исполнителю-солисту предоставлена абсолютная свобода проявления индивидуальности.

Для концертмейстера важно согласование своего слышания музыки с исполнительской манерой партнера (или партнеров) по ансамблю. Не менее значимо одновременное сохранение своего индивидуального облика. Концертмейстер, как ансамблист должен обладать общими музыкальными способностями, профессиональными исполнительскими умениями и специфическими ансамблевыми навыками. Гармоничное сочетание этих неотъемлемых составляющих творческой деятельности концертмейстера является залогом ее успеха.

Психологические составляющие личности концертмейстера в современных условиях важны не меньше, чем его общая художественная культура, исполнительские возможности или ансамблевые навыки. Однако психологические аспекты совместной деятельности нескольких музыкантов и, в частности, те ее составляющие, которые раскрывают способность концертмейстера приспосабливаться к партнерам, более того – предчувствовать их творческие намерения и действия, являются наименее изученными. Основным механизмом ансамблевого искусства является творческая коммуникация. На основании существующих направлений в изучении общительности, можно сказать, что главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в единстве трех главных компонентов: 1) собственно потребность в ансамблевом общении; 2) высокий эмоциональный тонус на всем его протяжении; 3) стабильные коммуникативные навыки и умения (вербальные и невербальные), гарантирующие успешность творческой деятельности. Наряду с общительностью в психологии широко исследуется и эмпатия.

Можно утверждать, что творческая деятельность концертмейстера является произвольным процессом его эмоционально-смысловой децентрализации, сопровождающейся проникновением в мир партнера по ан- самблю. Наряду с общительностью, эмпатией, личной уверенностью и волевыми качествами концертмейстера важность имеет и его коммуникативная компетентность. Под коммуникативной компетентностью понимаем способность концертмейстера-пианиста устанавливать и поддерживать творческие контакты с партнерами по ансамблю. В состав компетентности включается некоторая совокупность профессиональных знаний и умений, обеспечивающих успешное осуществление художественного процесса.

Под термином «умения» понимается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для эффективной реализации деятельности концертмейстера посредством имеющихся у него профессиональных знаний и навыков. Психологические составляющие личности концертмейстера рассматриваются в работе как система внутренних коммуникативных ресурсов, необходимых для успешной творческой деятельности в определенных ситуациях межличностного взаимодействия с партнером (партнерами) по ансамблю.

Деятельность концертмейстера подразумевает сотрудничество с представителями различных художественных специальностей – вокалистами и инструменталистами, с вокальными и инструментальными ансамблями, хоровыми, хореографическими коллективами и др. Для каждого из этих направлений необходимо музыкальное сопровождение, а, значит, и коллективная работа над сочинением на всех этапах исполнительской деятельности, поэтому концертмейстер должен быть музыкантом-универсалом, нередко выполняющим педагогические функции.

Профессиональный концертмейстер – важное звено в сложной цепочке музыкально-образовательного процесса. Суть его работы заключается в обеспечении художественного творчества партнера посредством музыкального сопровождения. Многие исследователи рассматривают феномен сопровождения как один из способов педагогической деятельности. В основе содержания и структуры творческой деятельности концертмейсте- ра лежит педагогическая концепция развивающего обучения, согласно которой работа над совершенствованием профессиональных музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков партера  по ансамблю находится в тесной связи с универсальным развитием индивида, расширением его художественных  знаний и общекультурной эрудиции, активизацией творческих и познавательных возможностей. В концертмейстерской деятельности органически сплетаются общие цели педагогики – прежде всего, музыкально-исполнительской – с задачами, обусловленными спецификой исполнительства в ансамбле.

Если выделить условно те профессиональные функции концертмейстера, которые заключаются в оказании поддержки в художественном освоении материала солистом и в овладении им необходимыми техническими приемами, – то можно сказать, что концертмейстер в бóльшей степени призван выполнить первую из этих функций и в меньшей – вторую, решающуюся главным образом в специальных классах. Педагогический аспект работы концертмейстера состоит из нескольких неотъемлемых компонентов – конструктивного, коммуникативного и гностического и заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства, в знании специфики инструментов, певческих голосов и секретов их взаимодействия, в способности к постоянному развитию собственного творческого потенциала и к самосовершенствованию, в освоении современных информационно- коммуникационных технологий. Для оптимизации педагогического общения концертмейстера с партером по ансамблю необходимо наличие комму- никативного фактора (готовности к общению) и особой эмоциональной настроенности на творческую деятельность, обеспечивающих успешность их ансамблевого взаимодействия.

Организационный компонент в структуре многопрофильной деятельности концертмейстера предусматривает привлечение партнера (партнеров) по ансамблю к различным видам творческих взаимоотношений (репетиционные и концертно-исполнительские, сценические), подготовку занятий и преобразования их в инструмент педагогического воздействия на индивида.

Под организационным компонентом подразумеваются, прежде всего, умения, навыки концертмейстера, которые помогают ему как в устроении собственной  деятельности, так и в формировании общей активности всего музыкального коллектива. К организаторским умениям концертмейстера относятся умения: организовывать индивидуальные и общие занятия, репетиционную работу по подготовке к концертному выступлению; диагностировать творческие возможности партнера и результаты деятельности ансамбля; оценивать результаты творческой деятельности, соответствие достигнутого уровня высокохудожественному; управлять психическим состоянием партнера, организовывать усвоение музыкального материала согласно его потенциальным возможностям. Творческое взаимодействие в системе «концертмейстер-солист (солисты)» предполагает объединение, интеграцию всех участников музыкального коллектива и художественное воздействие концертмейстера, обеспечивающего эту интеграцию, на партнера (партнеров) по ансамблю. В этом смысле интеграция может рассматриваться как организаторская деятельность концертмейстера, направленная на обеспечение состояния внутренней целостности творческого коллектива и согласованности между музыкантами, объединенными общей целью, как процесс, результатом которого является такое взаимосогласование. Организационный компонент в деятельности концертмейстера является одним из ведущих, так как он отвечает за активизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь музицирующих и обеспечивает реализацию на практике их совместных художественных проектов. Роль концертмейстера в осуществлении коллективных творческих планов может быть пассивной, активной или лидирующей, но ее суть всегда неизменна: полноценное сопровождение процесса художественного творчества партнера или содружества музыкантов.

Яндекс.Метрика

 

Погрузитесь в атмосферу азарта с Покердом казино и получите шанс на крупные выигрыши.
Играйте в Авиатрикс казино и выигрывайте крупные призы в любой момент.