Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей «Межшкольный эстетический центр»

Методическая разработка

Тема: "Методические пояснения и практические рекомендации музыкального оформления уроков хореографии

Примерный репертуар, рекомендуемый для музыкального оформления урока."

Составитель: концертмейстер Конышева Е.В.

г. Краснодар, 2014 г.

Содержание

I. Вступление

1.  Значение музыки на занятиях хореографией,

  1. Самоподготовка концертмейстера к урокам хореографии.

3.  Совместная работа педагога - хореографа и концертмейстера.

П. Разработка и систематизация музыкального материала.

1. 1 класс хореографии - ритмика.

2.2-3 класс - классический танец.

3.  Свободно - танцевальная форма.

4.  Партерная гимнастика.

  1. Заключение: выводы из собственного практического опыта.

IV.  Список используемой литературы.

  1. Нотное приложение.

 

Роль музыки на уроках хореографии невозможно переоценить, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус[1].

Квалифицированное, выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером - залог успеха занятий, а работу концертмейстера хореографического отделения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть единого процесса обучения хореографии, а содержание музыкального материала, репертуара и его исполнение - как основу развития творческого и эмоционального начала учащихся, их эстетического воспитания.

Разработка музыкального репертуар - это бесконечный процесс, и для концертмейстера важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, я советую использовать его творчески, адаптируя его к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные фрагменты произведения. Однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль. Принципиально важно качество исполнения. Любое произведение, маленькое или большое, должно быть сыграно с профессиональным мастерством, в необходимых для учащихся младших классов живых и умеренных темпах, мелодическим дыханием, с определенностью и яркой характерностью. Важно соизмерять силу звука с характером того или иного раздела урока или отдельных движений. Все выступления (preparations) следует исполнять точно в соответствии с темпом и характером отобранной музыки. Нельзя злоупотреблять педализацией.

Постоянная работа педагога - хореографа и концертмейстера в одном классе предполагает координацию их совместных действий и усилий. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический (раскрыть цель того или иного упражнения) и музыкальный материал каждого урока: выбирается и характер музыки. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, активными, в других - мягкими, плавными, сдержанными или свободными, непринужденными.

Обучение детей хореографическому искусству всегда начинается с ритмики. Основной задачей ритмики является развитие у учащихся общей

фактурного изложения, а именно, октавные удвоения аккомпанемента, ритмическое дробление основных долей такта.

Plie (приседание) - спокойный темп, размеренность звучания, создаваемая аккомпанементом к мелодии, напевность и выразительность мелодии. Музыкальный размер 3/4 или 6/8. музыкальное вступление состоит из Т - Д - Т, а музыкальная тема начинается с «Г J J из-за такта.

Battement tend п. («Батман вытянутый»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выводится вперед на носок (в сторону или назад) и ставится обратно в позицию . Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4 или 4/4. Например, «Полька» С. Рахманинова; допускаются незначительные ритмические варьирования. Так, в i~ Ч j Ъ - 1Z, тактах вместо   исполнять Jr J. ^ . Пунктирообр^зный ритм придает

остроту звучания. А в Z3-31 тактах упростить, сделав их J J на каждую долю такта.

Battement tendu iete («Батман вытянутый с броском»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выбрасывается невысоко в воздух вперед (в сторону или назад) и ставится обратно в позицию. Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4. Например, «Полька» В. Рунова; музыкальная композиция представлена 32-тактовым сложным периодом повторного строения, иллюстрирует ритм всей комбинации. Форма изложения не отличается от музыкальной композиции «Battement tendu» и структурно относится к группе периодичностей типа А + В + А1 + В, но с тем условием, что второй элемент В является производным от первого А, результатом замены двутактовых ритмических мотивов. Главная особенность музыкального сопровождения - пунктирно - маршевый аккомпанемент, призванный подчеркнуть бросковый характер движения (jete означает «бросок»).

Rond de iambe par terre («Круг ногой по полу»). Работающая нога вытянутым носком вычерчивает по полу крут. Характер движения плавный, непрерывный. Размер 3Л. Например, «Вальс» А. Глазунова; вступление начинается с J J J. + 4 последних - заключительных такта тема. Причем, музыкальный материал удобнее подбирать с затактовым строением мелодии. Это относится, практически, ко всем видам движений. Сохранение ритмического рисунка (в «Вальсе») в первоначальном виде позволяет повторять тот же распорядок в других направлениях (в сторону и назад). Однако сама логика учебного процесса, диктуемая усложнением, требует варьирования движений в темпе и ритме, в т.ч. выполняемые учащимися наклоны (port de bras) исполняются в более подвижном темпе.

Прыжки: можно исполнять этюды, польки и др. в энергичном, веселом характере. Размер 2/4.

Сотен к? - в характере вальса. Движение плавные, спокойные. Мелодия legatissimo.

7 «Музыкальная хрестоматия» I часть. В. Малашева, К. Потапов, И. Юшмкович, Н. Ерошенко.

Battement fondu («Тающий, плавный батман»). Опорная нога исполняет плавное demi - plie (полуприседание), одновременно работающая нога подводится к щиколотке опорной. При вытягивании опорной ноги работающая открывается вперед (в сторону или назад). Характер движения связный, плавный. Размер 2/4 или 3/4 . Например, «Вальс» из музыки к сказке Х.К. Андерсена «Русалочка» С. Баневича - между двумя частями музыкального произведения необходимо сыграть «переход» в виде 4-х заключительных тактов.

Battement frappe («Ударный батман»). Стопа работающей ноги ударяет по щиколотке опорной и резким движением открывается вперед (в сторону или назад), носком в пол или невысоко в воздух.

Battement double («Двойной ударный батман»). Стопа работающей ноги ударяет по щиколотке опорной спереди, затем сзади (или наоборот) и после этого открывается вперед (в сторону или назад). Battement double frappe обычно сочетается с battement frappe. Характер этих движений резкий, отрывистый. Размер 2/4. Ритмический рисунок выдерживает режим комбинации Battement tendu jetes, что объясняет близость характеров исполнения обоих движений, но музыклаьный аккомпанемент более острый, ударно - акцентируемый (frappe означает «удар»). Кроме того, допускается двухвариантное - равномерное и пунктирообразное ритмическое варьирование последних фраз каждого простого периода (II часть).

Battement releve lent. («Медленное поднимание ноги»). Из I или V позиций вытянутая нога медленно поднимается на 90 градусов вперед, в сторону, назад. Battement developpe («развертывающийся, раскрывающийся батман»). Работающая нога поднимается носком до колена опорной, вытягивается максимально высоко в воздух вперед, в сторону, назад. Характер этих движений плавный. Сначала Battement releve lent и Battement developpe проходятся раздельно, затем из них составляется элементарное адажио, которое включает в себя и ряд других движений (port de bras, passe и т.д.), а также все основные позы классического танца. Размер 2/4, 3/4, 4/4 или 6/8.

Grand battement iete («Большой батман с броском»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выбрасывается высоко вперед (в сторону или назад). Характер движения отрывистый, энергичный. Размер 4/4 или 3/4. Например, «Контрданс» «Монастырка» (фрагмент) М. Глинка: 32- тактовый сложный период, состоящий из двух простых периодов и четырех предложений. Тематическими элементами здесь служат 4-тактовые фразы, каждая пара которых образует восьмитакт - предложение.

Pas de bourree («Движения из танца Буре»). Четкие переступания с ноги на ногу, исполняемые на полупальцах или пальцах. Характер движения чеканный, четкий. Размер 2/4.

Retire. Размер 2/4. Наиболее подходят для этого упражнения польки.

Petits battement sur le con - de - pied («Маленькие батманы у щиколотки»). Работающая нога, не до конца разгибаясь в колене, стопой

ударяет опорную ногу по щиколотке поочередно спереди и сзади. Характер движения острый, отрывистый. Размер 2/4 или 4/4.

Pas balanse - комбинация в характере вальса.

Упражнения на середине зала

Soutte. Для прыжковых комбинаций музыку нужно исполнять легко, без специальных подчеркиваний долей такта.

Pas echappe - прыжковая комбинация.

Port de bras

Дети как бы «пропевают» музыку своими руками, их движения непрерывны. Музыка неторопливая, плавная, спокойная. Например, «Выход бабочек и цветов» В. Николаева (сценарий спектакля - утренника «На лугу»), музыка грациозная, умеренно - подвижная.

Для I port de bra вступление начинается с трех затактовых J J J+ 4 такта заключения тема. В конце композиции - окончание из 4-х заключительных тактов.

Для II port de bra - вступление 1 такт, а окончание без дополнительного проигрывания четырех тактов.

Temps lie («Слитное движение»). Переходы из одной позы в другую в определенном порядке. Характер движения плавный, мягкий. Размер 3/4 или 4/4.

Chandement de pieds - прыжковая комбинация.

Свободно - танцевальная Форма

В помощь производственной практике на уроках классического танца учащиеся работают над развитием танцевальности и свободной координации движений. В связи с этим я предлагаю несколько произведений в нотном приложении, на музыку которых педагог может составить свободную танцевальную композицию. Необходимо заранее определить основные компоненты и параметры музыкально - хореографической композиции, - ритмический рисунок, основные параметры мелодического рисунка и аккомпанемента, и только после этого приступить к подбору необходимой музыкальной литературы. Процесс этот долог и кропотлив. Следует знать, что темп подобранный литературы ни в коем случае не должен искажаться. Комбинация, составленная на основе определенного образца музыкальной классики, в дальнейшем может быть исполнена под о художественную стилизацию пианистом - концертмейстером . Кроме основных целей и задач предмета классического танца, осмысленное использование классической музыкальной литературы с его последующей стилизацией имеет большое воспитательное значение для пианиста - 8 «Концертмейстерский класс». Е.И. Кубанцева.

концертмейстера, т.к. способствует расширению его творческого потенциала.

Партерная гимнастика

Дети занимаются на полу сидя и лежа на ковриках. Музыкальный материал я намеренно компоновала по принципу метрического родства, чтобы при смене музыкальных примеров учащиеся исполняли упражнения в рамках знакомой метрической пульсации.

Наиболее используемый музыкальный размер 2/4 («Польки»), 3/4 («Вальсы»),

Весь, данный в нотном приложении музыкальный материал я апробировала в практической работе на уроках классического танца младших классов. Это - простота и определенность музыкальной формы и ритма, ясность привлекательных и ярких мелодий, разнообразие музыкальных размеров и характеров, соответствующих характерам изучаемых движений.

Для музыкального репертуара я использовала как фрагменты балетов, так и оперные и инструментальные примеры. Я стремилась к тому, чтобы репертуар был музыкальным, выразительным, привлекательным для детей и взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

 

Список используемой литературы

  1. «В музыкальных ритмах». В. Клин. Киев, 1987 г.
  2. «Ритмика» В. Яновская. Изд. «Музыка», Москва, 1979 г.
  3. «Музыка для ритмики» Изд. «Композитор» Санкт - Петербург. Сост. Л.И. Минеева.
  4. «В концертмейстерском классе». Е. Шендерович.
  5. «Комбинации основных движений классического экзерсиса и виды их варьирования» (методического пособие). Сост. JI. Гасанова, А.О. Керимли, 1997 г.
  6. «Музыка для уроков классического танца». Для ДМШ и хореографических кружков. Сост. Р.П. Донченко.
  7. «Музыкальная хрестоматия» I часть. Составители В. Малашева, К. Потапов, И. Климкович, Н. Ерошенко.
  8. «Концертмейстерский класс». Е.И. Кубанцева.

 

Нотное приложение

Вход в зал под «Марш» А. Новикова.

PLIE

Этюд Ф. Бургмюллер. соч. 109 № 14 Ноктюрн (Es-dur) М. Глинка Вальс (D-dur) О. Кузнецова

BATTEMENT TENDU

Матросский танец Р. Петерсен Полька (As-dur) С. Рахманинов

BATTEMENT TENDU JETE

Русский танец «Тройка» из к/ф «Здравствуй, Москва!» А. Лепин Полька (E-dur) В. Рунов

POND DE JAMBE PAR TERRE

Вальс из к/ф «Сельская учительница» Л. Шварц Вальс (из балета «Медный всадник») Р.Глиэр

Прыжки

Французская кадриль (из балета «Конёк-горбунок») В. Шуберт Этюд Г. Беренс. Соч. 70, № 35 Детская полька А. Жилинский

BATTEMENT FONDU

Вальс (из музыки к сказке X. К. Андерсена «Русалочка») С. Баневич Вариация III Китри (из балета «Дон Кихот») Л. Минкус

BATTEMENT SOUTENU

Немецкий танец (D-dur) Ф. Шуберт

BATTEMENT FRAPPE

Гавот и Экосез соч. 18, тетр. 2. Вальсы и Экосезы; №4 Ф. Шуберт

Блестящее рондо В. Беллини- М. Глинка

Славянский танец (из оперы «Русалка») А. Даргомыжский

PETIT BATTEMENT

Французская кадриль (F-dur) М. Глинка

BFTTEMENT RELEVE LENT

Медленный вальс Д. Львов-Компанеец Концертный вальс (C-dur) И. Дунаевский

GRAND BATTEMENT

«Конькобежцы» Аз. Иванов Контрданс «Монастырка» М. Глинка

PAS DE BOURRE

Экосез (G-dur) Л. ван Бетховен

PAS BALANSE

Вальс (из к/ф «Кубанские казаки»

Медленный вальс (Es-dur) Г. Подэльский

RETIRE

Австрийская полька (C-dur)

Тирольская полька (F-dur)

Упражнения на середине зала SOUTTE

«Шуточка» В. Селиванов соч. 3, № 3

PAS ECHAPPE

Этюд Ф. Бургмюллер, № 25

PORT DE BRAS

«Качели» В. Золотарёв

«Танец бабочек и цветов» В. Николаев

TEMPS LIE

Концертный вальс (A-dur) Н. Раков

 


[1] «В музыкальных ритмах». В. Клин. Киев. 1987 г.

Яндекс.Метрика