Педагог МАУ ДО МЭЦ
(фортепиано)
Панарина Т.В.

Развитие музыкальных способностей учащихся через освоение средств музыкальной выразительности при обучении игре на фортепиано

Обучение детей музыкальному искусству приобретает важное значение как одно из средств приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. Задача педагога дополнительного образования заключается в выявлении творческого потенциала и создании условий для его раскрытия.

«Начиная музыкальное воспитание ребёнка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребёнка надо незаметно и радостно…». Игра на фортепиано требует развития целого комплекса музыкальных и общих способностей: чувства музыкального ритма, звуковысотного слуха, музыкально-слуховых представлений, памяти, мышления, воли, а также ряда двигательных способностей. Это процесс, способствующий одновременному усвоению навыков игры на инструменте и формированию различных музыкальных способностей.

Музыкально-теоретическую базу опыта составляет концепция массового музыкального воспитания школьников Д. Б. Кабалевского, которая позволила воспитывать у детей интерес к музыке. «Уроки музыки ставят перед собой гораздо более широкую – ввести учащихся в мир большого музыкального искусств, а научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.»
Понимание художественного образа музыкального произведения невозможно без понимания совокупности средств музыкальной выразительности. Е.Д.Критская и М.C. Красильникова отмечают, что различение средств выразительности – первый шаг на пути выражения ощущения себя в музыке и музыки в cебе, дети учатся думать музыкой о музыке, о мире, о cебе. Для быстрого и качественного обучения игре на фортепиано автор использует методы и приёмы практической работы А.Д. Артоболевской: «Моя основная задача – сделать интересными и любимыми занятия музыкой.

Этому должно способствовать всё, что будит воображение ребёнка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок… рассказ, сопровождающий игру. Всё это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук.».

В своей педагогической деятельности автор решает задачи развития эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, где музыка становится средством, а не целью. Для того чтобы помощь учащемуся по усвоению того или иного вида музыкальной деятельности, педагогнаправляет её именно на те компоненты музыкальной деятельности, которые у ребёнка слабо развиты или не сформированы (определяются входной диагностикой).

При обучении игре на фортепиано, особенно в «донотный» период, автор уделяет большую часть учебного времени развитию у детей воображения, умений фантазировать, эмоционального восприятия окружающей действительности. На развитие ребёнка, его творческих и музыкальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет.

Репертуар для юных пианистов выбирается с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбирается необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определённых проблем и преодоление технических трудностей.

На начальном этапе обучения автор опирается на то, что хорошо известно ребёнку: образы внешнего мира, зрительные впечатления. Сказка, мир фантазии, природа, животные – это та образная сфера, которая является естественной для дошкольников и младших школьников.

Игровые занятия являются основными формами работы (различные сравнения: звуки, как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие); собака лает – звуки короткие, кошка мяукает – звуки длинныеи т. д., а также беседы о звуках, окружающих нас: шумовые (летит самолёт, гудит пароход, шумит ветер и т. д.) и музыкальные (поют дети, поют птицы, звучит инструмент и т. д.).

Важное место в обучении юного музыканта занимает «живое» исполнение музыки педагогом. На занятиях применяются методы стимулирования музыкальной деятельности, вызывающие эмоциональный отклик у детей, например, создание образно-игровых ситуаций, требующих навыков перевоплощения, развивающих удетей фантазию и воображение Ставя перед собой задачу: научить детей слышать различные стороны музыкального языка, понимать содержание и структуру произведений, автор предлагает ребёнку рассказать о своих впечатлениях, о прослушанном произведении. Путём сравнения музыкальных произведений дети осознают, что музыка выражает различные настроения и чувства человека, может отображать некоторые явления природы и т. д. Такой подход автора ведётучащихся к очень существенному обобщению – музыка может выражать характер.