Ливадняя М.Е.

                                педагог дополнительного образования

                                                                   отделение раннего  интеллектуально –

                                                          эмоционального развития «Элита»

                                        МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

Подготовка ребенка к самостоятельности

«Я сам» – это фраза, которую произносит ребенок, как только он научился говорить, с возрастом эта фраза повторяется все чаще и чаще. Задача взрослых – развивать эту самостоятельность и направлять ее в нужное русло.

Каких-то определенных рекомендаций по обучению самостоятельности нет, однако здесь можно выделить закономерности:

1) Каждый ребенок – это личность, имеющая свой набор качеств и обладающая темпераментом. Все дети разные: один, не думая о последствиях, начинает все делать сам, другой же еще совсем робкий и, прежде чем начать что-то делать, долго раздумывает. Здесь необходимо учитывать личные особенности и возможности маленького человека.

2) Если какое-то новое действие становится обязанность, то это необходимо оговаривать. Наблюдая за тем, как малыш, стараясь помочь маме, моет полы, вытирает пыль, мы умиляемся: какой молодец! Семилетний ребенок впервые вымыл посуду, мама не перестает хвалить его! Но как только навык освоен, его воспринимают как должное, эффект новизны пропал, и ребенок теряет интерес. Тут и наступает время для важного разговора: «Ты стал взрослым, самостоятельным. У тебя появились новые права (позже ложиться спать, иметь карманные деньги) и обязанности, как и у других членов семьи».

3) Самостоятельности не должно быть слишком много. Здесь необходимо учитывать, насколько ребенок готов к принятию собственного выбора, решения. Например, выбирая в магазине игрушку можно предложить на выбор несколько и не бояться за то, что ребенок выберет непрактичную или слишком дорогую игрушку.

Родители часто задаются вопросом, в каком возрасте следует приучать ребенка к самостоятельности. Начиная с трехлетнего возраста уже смело можно приучать ребенка к самостоятельности. Именно в этом возрасте он готов к тому, чтобы в каких-то вопросах принимать решения и действовать независимо ни от кого.

Прежде чем приучать к самостоятельности, родителям следует показать ребенку что же это такое – самостоятельность. Воспитание самостоятельности у детей начинается с того момента, когда родители начинают доверять малышу сделать что-то самим, без помощи взрослых. Ярким примером таких действий является момент, когда ребенок пытается сам одеть себе обувь или одежду.

Самостоятельность детей 4-5 лет начинается именно с того, что они начинают повторять все действия за взрослыми и пытаются подражать им. Поэтому задача родителей показывать ребенку достойный пример поведения. А когда ребенок сделал что-то сам, например, убрал за собой на столе, то его обязательно нужно похвалить. Хвала – это мотивация, которая будет способствовать воспитанию самостоятельности у детей.

Однако в стремлении помочь ребенку развить самостоятельность главное не переусердствовать. Так ка чересчур сильная опека может очень навредить развитию самостоятельности детей 4-5 лет.

Задача родителей сделать все для того, чтобы их ребенок старался быть самостоятельным. Поэтому они должны помогать и подсказывать  ему, как и что нужно делать, а не выполнять целиком и полностью все за ребенка. 

Яндекс.Метрика