Московченко В.В. -
педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ
Вокальные упражнения
Для решения художественно-исполнительских задач и достижения вокального мастерства, юный исполнитель должен освоить вокальную технику, получить знания и овладеть навыками и умениями. Обязательным условием овладения певческими приёмами и техниками в совершенстве становится выполнение упражнений.
Упражнения (в том числе вокальные) – это систематическое воспроизведение специально разработанных заданий, для приобретения и получения определённых знаний и умений. В соответствии с уровнем подготовки учащегося их следует тщательно подбирать.
Для достижения желаемого результата в ходе выполняемых упражнений учащемуся следует объяснить:
- Какой звук или звуки надо воспроизвести.
- Что для этого нужно сделать.
- На чём именно необходимо концентрировать внимание при пении.
Важно, чтобы педагог придавал особое значение правильности выполняемых действий, детально и наглядно объяснил учащемуся схему выполнения упражнения, закрепив теоретический материал наглядным примером.
На занятии к вокальным упражнениям следует приступить только после того, как ребёнок сделал дыхательную и артикуляционную гимнастику. Необходимо всегда начинать с упражнений для разогрева голосового аппарата, а именно:
- Закрытый слог «м».
Осуществляем вдох носом, гортань опущена, как во время зевка. Поем звук «ХМ» по полутонам (До-до# (диез)- ре- ре#(диез)-ре-до# (диез)-до).
- Закрытым ртом воспроизводим звук «ХМ». «Х» является придыхательной. Гортань опущена. Поем звук «хм» оставаясь на первой ноте септаккорда.
Переходя на следующий этап, используем артикуляционные упражнения с музыкальным сопровождением.
- «Рычание» – язык расслабить и поднять к нёбу и проговорить звук «Р», так, чтобы получилось «р-р-р». Теперь осуществляем вдох носом и воспроизводим звук с музыкальным сопровождением (До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).
- Губы расслабить и сомкнуть – воспроизводим звук «пф». Вдох носом, выдуваем воздух на наш звук по нотам (До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).
Теперь, когда голосовой аппарат учащегося подготовлен, переходим к распевкам, которые позволят расширить диапазон голоса.
- «Я-А-А-А» – данную распевку следует использовать с применением глиссандо после того, как взяли звук «Я». Последующие звуки «А» выполняются с выталкиванием воздуха. При этом надо обратить внимание на гортань, она должна быть опущена, а язык не должен препятствовать. Такое упражнение исполняем по трезвучию.
(До-соль-ми-до).
Предлагаемые упражнения способствуют развитию вокальных навыков учащихся. Но не стоит думать, что количество упражнений ограничено – их большое множество. Здесь приведены несколько примеров с целью создания общего представления по теме.