Корниенко Е.А.
педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ
Значение любительского театра в современном мире
Любительский театр - это основа, база профессионального театра. На опыте проб и ошибок театральные деятели взрастили профессиональное искусство.
И на сегодняшний день любительский театр имеет большое значение в жизни человека. Он формирует эстетические, духовные качества личности, помогая самореализоваться и развиваться в творческом русле. Творческая самореализация – одно из важнейших направлений жизни человека двадцать первого века. Выявлены проблемы развития любительского театра и пути их решения.
Ключевые слова: театр, любительский театр, профессиональный театр, искусство, режиссер.
The importance of amateur theater in the modern world
The amateur theater is a basis, base of professional theater. On experience of tests and mistakes theatrical figures grew professional art.
And today the amateur theater is of great importance in human life. It forms esthetic, spiritual qualities of the personality, helping to self-actualize and develop with the creative course. Creative self-realization – one of the most important directions of human life of the twenty first century.
Keywords: theater, amateur theater, professional theater, art, director.
Искусство с древнейших времен и по сегодняшний день имеет огромное значение в воспитании и развитии личности. Образовательная система современного века претерпевает огромные изменения в структуре и системе. Из обязательной школьной программы дисциплины гуманитарного цикла ушли на «второй план», утратив свою значимость. Досуговая сфера особенно в сельской местности с каждым годом становится слабее, происходит процесс обесценивания клубной деятельности. Для современного молодого человека понятие «клуб» — это место для танцев и употребления горячительных напитков. А изначально в понятие «клуб» вкладывалось другое значение — объединение людей по интересам творческого направления. Система культуры просветительской работы в советский период, несмотря на её идеологизированость, была профессионально поставлена. Существовали различного рода кружки по интересам в дворцах культуры для людей разного возраста. Школы так же были заинтересованы в творческом развитии детей, в связи с этим создавались кружки на базе средней и общеобразовательной школы.
В настоящее время можно сослаться на слова президента Российской Федерации, которые были сказаны на встречи с театральными деятелями. Владимир Владимирович заявил о том, что нам не хватает Театров Юного Зрителя, студий и кружков. Ведь любительский театр играет значительную роль в культурной жизни общества. Это сохранение и передача традиционных нравственно-эстетических устоев, традиций, присущих нашей культуре, воспитание бескорыстного служения любимому делу, развитие чувства коллективизма. Именно эти элементы социокультурной жизни в настоящий период вызывают особое внимания со стороны всех, кому небезразлично состояние дел в духовной жизни общества.
Уровень профессионального театра во многом обусловливается состоянием театра любительского, так как именно здесь зарождаются не только новоиспеченные талантливые личности, но и большое количество художественных идей, дающие вектор развития профессионального искусства. [7] Так же можно рассуждать о глубоком влиянии профессиональной театрально-педагогической мысли на процессы, происходящие в области педагогики любительского театра. Потому важно выходить из привычной профессиональной среды, чтобы избежать опасной замкнутости, непроизвольно складывающегося стереотипа мышления, стагнации. Неприятие догматизма, постоянный поиск — это тот путь, который прокладывал К. С. Станиславский в педагогике. [4] Г. А. Товстоногов говорил об этом так: «...что меня потрясает, это его мужество и храбрость. Завоевав мировую славу, он написал книгу «Моя жизнь в искусстве», в которой тщательно и сурово перечислил и проанализировал все свои ошибки. Ошибки, а не победы. Кто сейчас так рискнет?» [10]
Театр по своей сути демократичен. Если человек, особенно ребенок, не обладает певческим голосов, не наделен музыкальным слухом, спортивными данными, то для него , как правило, закрыты музыкальные школы, спортивные секции. В то время как театр свободен для всех. Главные задачи театра это воспитание, развитие и формирование этических и эстетических качеств в человеке. Так же театр имеет образовательные возможности — это раскрепощение личности, знакомство и изучение литературы, постановка грамотной речи, развитие коммуникабельных способностей. [9] На театральные формы опираются такие дисциплина как менеджмент, маркетинг, психология- в своей работе они используют актерские тренинги, ролевые игры, способы воздействие на партнера. По отношению к театру справедливы слова В. Шекспира «Весь мир театр, а люди в нем актеры».[3]
Творческая самореализация – одно из важнейших направлений жизни человека двадцать первого века. Любительское театральное искусство - это эстетическое воспитание и образование, способ изучения и познания окружающего мира, оно помогает выявлению, содействию и пропаганде личностных творческих задатков, развивает образное мышление, внимание, память, эстетический вкус, помогает развиваться личности в гармонии внутренних и внешних факторов. Любительский театр как устоявшийся социально-культурный институт состоит из нескольких стадий своего формирования и существования, прежде чем он приобрел свой современный образ и актуальные современные вопросы. Формирование любительского театра произошло на рубеже XIX–XX веков, именно в этот период театральное искусство в России принесло большое количество разноплановых театров, с разной системой, которое на сегодняшний день не поддается не серьезному историческому анализу, не простому статистическому подсчету. [8]
Формы современного любительского театра весьма разнообразны. Это и самодеятельные кружки на базе учебных заведений, театральные объединения в школах искусств, городские студии и кружки, разновозрастные народные театры, студенческие объединения. Но у любительского театра на сегодняшний день возникает не малое количество проблем. Во-первых, это непрофессионализм актеров любительского театра. При всем при этом недостаток профессиональных актерских данных несет на себе некую двойственность, отрицательно-положительное качество любительского коллектива. Однозначно, с одной стороны пострадает уровень и качество постановки - интерес публики, эстетическая ценность, финансовая эффективность и многое другое. Весьма объективные трудности, поскольку актерское мастерство, вокал, сценическая пластика, речь изучаются актерами -любителями в минимальном, «самодеятельном» объеме. Зрителям часто доводится закрывать глаза на «местный говор», на скучную сценографию, оформление, реквизит, костюмы, а парой и очень посредственный уровень режиссерского и актерского мастерства. На втором месте можно выделить не менее важную проблему современного любительского театра – финансирование. Как правило, любительское театральное искусство зиждется только на энтузиастах «от театра» безмерно влюбленных в свое дело, по-прежнему работающих «на общественных началах», по-прежнему отдающих все свое свободное время для работы в таких любительских театрах, по-прежнему вкладывающих свои собственные финансы в свой труд (не приносящие никаких компенсаций, кроме духовного удовлетворения). В связи с этим, современный любительский театр развивается в двух течениях. Первое – постановка психологических спектаклей, которые отличаются скрупулезной отточкой каждого момента и деталей. Такие работы отнимают не только много сил и большое количество времени, но и внушительные материальные затраты. Второе направление – коммерческое – постановка массовых, зрелищных театрализованных представлений, шоу с внушительной сценографией, дорогими костюмами, профессиональным гримом, спецэффектами.[1]
Существование таких различных между собой типов любительских театров естественно, закономерно и неизбежно, так как зависит от современного вкуса общества. Одна публика желает шумного праздника, развлекательных программ, другие нуждаются в сопереживании, в духовном очищении. Но все же проблемы финансирования повлияли в основном на профессиональные театры. [5]
Профессиональная сцена, как и любое профессиональное искусство, требует внушительных затрат, так как помимо театральной труппы еще есть огромный «организм», который требует своего содержания. В свою очередь, любительские театры имеют небольшие труппы, которые не требуют больших затрат. Актеры непрофессиональных театров заражены любовью к театру, тем самым работа движется быстрей. Они все время прибывают в состоянии полной «боеготовности». Поэтому любительскому театру проще идти вперед, развиваться, отвечать духу времени.
Список использованной литературы
- Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 2006.
- Владимиров С. Действие в драме. СПб.: Искусство, 2001.
- Гвоздев А. Театральная критика. СПб.: Искусство, 2009.
- Евреинов Н. Н. Театр как таковой. М.: Время, 2003.
- Игнатов И.Н. Театр и зрители. Ч.1. М.: Задруга, 2000.
- Крэг Э.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство,
- Павленко А. Теория и театр. СПб, Наука, 2006.
- Попов А.Д. Театральное наследие. В 3 т. М.: ВТО, 2007.
- Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. М.: Искусство. Т.1. 2000.
- Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2 т. СПб.: Искусство, 2001.
The list of the used literature
- Alpers B. Theatrical sketches: In the 2nd Thom Moscow: Art, 2006.
- Vladimirov S. Action in the drama. St. Petersburg: Art, 2001.
- Gvozdev A. Theatrical criticism. Petersburg: Art, 2009.
- Evreinov N. N. Theater perse. Moscow: Time, 2003.
- Ignatov I.N. Theater and audience. Ch.1. Moscow: Zadruga, 2000.
- Kreg E.G. Memoirs. Articles. Letters. Moscow: Art, 2005.
- Pavlenko А. Hypothesis and theaters. Petersburg, Science 2006.
- Popov A.D. Theatrical heritage. In the 3rd Moscow: WTO, 2007.
- Stanislavsky K.S. of SOBR. In the 8th T.1. Moscow: Art. 2000.
- Tovstonogov G. Scene mirror. In 2 t. Petersburg: Art, 2001.