Гадяцкая Н.Н.
педагог дополнительного
образования МАУ ДО МЭЦ 

Творческая педагогика для дошкольников

К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена.

Это  говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно ее особенности установки, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как  самый податливый для педагогический воздействий: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают: чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты.

Творчество вплетено в игровую (ведущую в дошкольном возрасте) деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. Кроме того, креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка в целом, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности: «Я плохо считаю, зато умею рисовать, и мои рисунки показывают первыми».

Креативная педагогика в дошкольном возрасте – сфера тонкая. Из-за неустойчивости некоторых психологических процессов в данный период многие приемы и методы развития креативности, которые отлично зарекомендовали себя в работе с более старшими детьми, оказываются не столь эффективными, когда речь идет о дошкольниках.

Что следует учитывать при организации творческих занятий? Прежде всего, обратим внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы творческий нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы (« А если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я!»). 

Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.д.

Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с ними педагогу следует:

- быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой – если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать, им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;

- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее пятисекундной паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;

- показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь; стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосферы занятия, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, эмоциональное совместное переживание и т.д.

Например, можно включить в русскую сказку «Колобок» персонажей других сказок: Шапокляк,Чебурашку, Крокодила Гену, и старая сказка стала совсем иной, современной, узнаваемой детьми... и с «хорошим концом» (что они очень высоко оценивают).

Можно экспериментировать с красками: каждый ребенок оставляет на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну, облачко... Лист согнули, рисунки перемешались, распределились по всему листу – получилось разноцветное абстрактное полотно... Дети вместе с педагогом находят на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» можно предложить придумать историю о том, как это растение или предмет попали на лист ватмана.

Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал, и как изменялась его задумка в зависимости от действий партнера.

Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.

- «Расскажи сказку «Репка» от лица... самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).

- «Я начну, а ты закончи». Какие только варианты не придумывали дети! Так, прозвучало привычное начало сказки «Мальчик гулял в лесу. Вот он вышел на поляну и увидел...». «Трамвай!» - сразу же «отпасовал» один из слушающих. Тут уж творческое воображение понадобилось самому педагогу.

Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много. Но главное в том, чтобы и форма, и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.

В качестве пожелания к творческим «содействиям» педагога и детей уточним некоторые рекомендации для  педагогов, работающих в области креативной педагогики.

- Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события.

- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки «по рейтингу», - это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и в своих возможностях.

- Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.

- Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Успехов Вам!

    

Яндекс.Метрика