Московченко В.В. -
педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ
Художественно-выразительное исполнение вокального репертуара
Эмоциональное восприятие и исполнение песни – тема интересная и актуальная для артиста. Музыка помогает человеку выражать те эмоции, которые невозможно высказать словами. Исполняя произведение, певец должен не только выстроить сценический образ, но и понимать то, о чем он поет, чтобы донести до зрительской аудитории всю красоту музыки и поэзии, передать в полной мере смысл песни и те чувства и мысли, которые вложили в неё авторы. Учится не просто слушать, но и слышать музыку – нужно с той минуты, как только произошло соприкосновение с этим прекрасным искусством, способным научить любить и ненавидеть, страдать и радоваться, сопереживать, горевать и ликовать, скорбеть и торжествовать. Музыка настолько затрагивает струны души, что порой заставляет плакать – когда от счастья, когда от сопереживания.
Далеко не каждый вокалист способен эмоционально выразить чувства в исполняемой песне. Красиво исполненная песня – это не просто чётко воспроизведённая мелодия с поэтическим текстом. Это прожитая на сцене жизнь, уложенная всего в три-четыре минуты. Этому необходимо обучать детей с первого занятия работы над вокальным репертуаром.
Важно отметить, что при трансляции исполнителем такого чувства, как радость, голос делает звонче, насыщеннее и наоборот. В начале обучения стоит избегать исполнения эмоционально перегруженных произведений.
Жесты, мимика, голос – важные средства эмоциональной выразительности, используемые певцом. Но следует помнить, что все эти критерии не должны быть помехой для использования вокальных техник, звуковедения.
Необходимо научить воспитанника в художественной форме воплощать созданный образ, передавать чувства, эмоции, но не в действительности их выражать и переживать. Перед тем, как петь композицию, предложите ребёнку выразительно прочитать текст песни. Прорабатывайте с ним каждое предложение. Работать стоит перед зеркалом. Спросите у учащегося, где по его мнению находятся смысловые слова, для того чтобы правильно расставить акценты. Если же ребёнку не понятен текст или его определенные фрагменты, то педагог должен постараться объяснить доступными для него словами или образами смысл исполняемого произведения. Как только все нюансы будут выявлены и изучены, можно переходить к следующему этапу – репетициям на сцене с последующим публичным выступлением на концерте.
Вырастить настоящего артиста – основная задача педагога, увлечённого своей деятельностью.