Московченко В.В. -
педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ
Психология и пение: взаимосвязь и особенности
К любому делу необходимо подходить основательно, ответственно, качественно и, несомненно, профессионально. Обучение пению – не исключение. Бытует мнение, что пение – это процесс, не требующий приложения больших усилий, и тем более научного подхода, и это мнение ошибочно. Безусловно, практически каждый здоровый человек от природы имеет способности к пению, но каждый ли из них способен это делать грамотно, эмоционально, свободно выражая свои мысли так, чтобы любая исполненная песня стала произведением искусства? Каждый ли из них сумеет побороть природную застенчивость и спокойно, уверенно выйти на сцену?
Существует ряд факторов, которые влияют на поведение и характер человека, на его эмоции, внутренние переживания, страхи, зажимы и т.д. Именно эти факторы принадлежат к такой науке как психология, способствующей гармоничному развитию человека в целом и участвующей в процессе обучения пению.
Пение – это не просто звуки или передача слов, это общение со слушателем на духовном уровне, попытка «достучаться» до его подсознания, воспоминаний, ассоциаций. Когда исполнитель свободен от комплексов и уверен в себе, когда ему комфортно в данной роли, происходит свободный полет голоса, создаются богатейшие художественные образы.
Приступая к процессу обучения пению, педагог должен не только знать основы психологии, но и умело применять их как в индивидуальной, так и в коллективной работе с учащимися. Знания психологических процессов и факторов, влияющих на поведение и характер человека, позволят найти правильный подход к ребёнку, раскрыть его талант, помочь избавиться от страха перед большим количеством зрителей и выходом на сцену, повысить уровень самооценки и уверенности в себе, вырастить полноценного артиста.
Сцена – микроскоп, позволяющий разглядеть личность исполнителя, многократно увеличивая не только положительные, но и негативные его черты. Если учащийся во время занятия чувствует себя скованно, некомфортно, выполняет пожелания и советы наставника формально, то же самое в дальнейшем происходит и на сцене, перед зрителями и слушателями.
То, что родители считают временным проявлением взросления ребёнка (ребёнок слишком шустрый, излишне молчаливый, замкнутый, плохо ест, беспокойно спит и т.д.) – специалистами определяется, как психическая реакция организма – невроз.
Перечислим некоторые факторы, обусловливающие возникновение невроза:
ошибки в воспитании. Например, ребенок любил дарить своё творчество гостям, исполняя для них песни или сценки, а родители запрещали «голосить». Подсознание считало громкое самовыражение, как ситуацию, которая регулярно сказывалась неблагоприятно, на основании чего у некоторых детей впоследствии отпало желание петь и даже разговаривать. Напротив, в семье при каждой возможности от ребёнка требовали продемонстрировать свои способности, даже если у него для этого не было желания, отсюда появилась нелюбовь к публичным выступлениям и т.д.;
влияние социума. Если в детстве кого-то из детей постоянно дразнили, унижали, ругали, расстраивали, то повзрослев, кто-то из них мог закалить характер и перестать обращать внимание на общественное мнение, а кто-то мог и «закрыться», стать замкнутым и войти в образ жертвы.
Артисту необходимо уметь быть открытым и стойко воспринимать критику, делая выводы из конструктивных замечаний, а так же иметь максимальный уровень психологической свободы.
Исключительное владение вокальной техникой и высокий уровень технических способностей ни одного исполнителя не сделает гениальным и талантливым. Манеру исполнения таких вокалистов называют обычно «неживой». Если же, имея психологическую свободу человек поет, приоткрывая свой внутренний мир, уверенно чувствует себя на сцене, посредством созданного художественного образа общается с публикой, отдает всего себя искусству, то даже небольшие погрешности в исполнении произведения будут не столь заметны. Задача педагога - научить воспитанника выстраивать диалог с огромным миром, выражать своё мнение и взаимодействовать с аудиторией.
Психологическая и физическая свобода – факторы, непосредственно связанные между собой, а психологическое и физическое состояние организма имеют прямое воздействие друг на друга.
Психологическая свобода в пении - это ясность ума, четкость и грамотность мысли, душевная свобода и раскрепощённость.
Не стоит пренебрегать знаниями о таком явлении, как психосоматика. Если учащийся не хочет сдавать экзамен, выступать, репетировать, организм дает сбой. Любая простуда может многократно усилиться и обернуться госпитализацией. Певец должен охранять свою нервную систему от излишних раздражителей и экономно тратить силы. Для этого педагог должен сделать все, чтобы учащемуся было максимально комфортно.
Обязательным условием продуктивного и эффективного обучения должен стать и подбор репертуара. Важно учитывать не только методическую пользу исполнения того или иного произведения, но и психологические особенности вокалиста. Правильно подобранный репертуар будет способствовать раскрепощению, раскрытию всей силы и красоты голоса и актерских дарований исполнителя.
Основательный, грамотный педагогический подход применения основ психологических знаний в процессе обучения пению позволит воспитаннику развить имеющийся потенциал и стать настоящим концертным исполнителем, способным не просто передавать звуки, а касаться самых сокровенных струн человеческой души.