Педагог дополнительного образования МЭЦ
Кочетова Евгения Геннадьевна. 

Началась III четверть, для родителей и воспитанников 6 г/о даю 8 произведений для «Моего музыкального альбома»:

  1. И.С. Бах «Сюита для оркестра №2 h-moll» Различные аранжировки скерцо - «Шутки» здесь - https://www.youtube.com/watch?v=oSmHhry7JoM
  2. И.С. Бах «Оркестровая сюита №3 D-dur» https://www.youtube.com/watch?v=o1Dq1QAqui4 , на занятии использовала этот видео ряд - https://www.youtube.com/watch?v=ES8BStEXuCQ
  3. Н.А. Римский - Корсаков опера «Сказка о царе Салтане», III действие «Полет шмеля» - https://www.youtube.com/watch?v=xQf5jt94nds&list=RDlXGWYXg2NSs&index=2, одна из обработок - https://www.youtube.com/watch?v=iYtI0du1kwA&list=RDiYtI0du1kwA&index=1
  4. М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» - нашла м/ф https://www.youtube.com/watch?v=SU-DqZkLTvA&t=70s
  5. А. Вивальди «Времена года» - ссылки в дневнике№1
  6. Ф. Шопен « Революционный этюд» c- moll

https://www.youtube.com/watch?v=IDwjhovcQsY

  1. П.И. Чайковский «Времена года» https://www.youtube.com/watch?v=ZGzQ9g7SZ0A
  2. Д. Шостакович «Романс» https://www.youtube.com/watch?v=znSKU2JIFvY

Спросите у детей, с какими шедеврами музыки они познакомились во второй четверти (напоминаю: каждое занятие новый музыкальный материал). Её тема: «Музыкальные инструменты». Делюсь творческими работами воспитанников по этой теме.

Легенды об арфе.

  1. В маленьком городке жил мальчик по имени Арфа. Он часто болел и почти ни с кем не общался. Однажды он гулял по лесу. Пели птицы, звенел ручей. Но его слух привлекли звуки необыкновенной, хрустально льющейся мелодии. Эта музыка впервые заставила мальчика радоваться и забыть о своей боли. Он пошел на звуки и увидел ангелочка, сидящего у ручья. Его маленькие пальчики бегали по струнам предмета очень странной конструкции. Арфа попытался подойти поближе, но вспугнул ангелочка. Удивительный инструмент остался в густых кустах. Когда мальчик достал его и коснулся струн, душа его запела, сердце возрадовалось, и он быстро выздоровел. Спустя много лет на большой сцене появился новый инструмент под названием арфа. (Березовская Полина)
  2. Давным - давно, жила в морской пучине прекрасная дева. Она любила бывать на берегу, слушать шум волн, шепот ветра, вдыхать аромат цветов. В тот день в небе сияла радуга. Протянула дева руку и взяла радугу, протянула вторую, и солнечные лучи заиграли на радуге цветными струнами. Разлилась повсюду волшебная, прекрасная мелодия. Эти звуки заворожили море, лес, небеса! Очарованный музыкой Пегас, расправил крылья и устремился вниз. Конечно, он испугал деву, и она исчезла в пучине волн. «Как жалко, – подумал Пегас, - Я не смогу играть на этом инструменте.» Он огляделся и увидел девушку, бредущую по берегу моря. «Как тебя зовут?», - «Арфа». «Научись играть на этом инструменте! Ты будешь радовать всех вокруг. Музыка нужна всем людям! А инструмент мы назовем твоим именем». Так на свете появилась арфа. (Яковлева Ульяна).

В выпуске№1 были озвучены проблемы, возникшие у населения планеты Земля, в связи с цифровой зависимостью. Сегодня, когда с цифровой техникой ребёнок взаимодействует с раннего возраста, диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) становится общим (А. Курпатов). Это состояние, сопровождается различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, это невнимательность, проблемы в контроле эмоций, худшие отношения со сверстниками, неуспеваемость и т.д. У детей с СДВГ мозг плохо формирует все базовые психические процессы - память, внимание, восприятие, воображение, волю и т.д. Исследования в 2017г. (Южная Корея) доказали, что нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие цифровую зависимость (которой мы страдаем все больше и больше) точно такие же, как и при наркомании.

Конечно, технологии очень удобны. Интернет даст ответ на любой вопрос. Наш мозг не напрягается. Он не трудился, выбирая главное и отбрасывая все ненужное, он не сделал собственных выводов из собранного материала. Интернет все прожевал, положил в рот. Создалась иллюзия приобретенного знания, а ничего не задержалось - «в одно ухо влетело, а в другое вылетело». В гаджете все ярко, доступно, легко. Люди с цифровой зависимостью, действительно, не способны жить в той среде, к которой мы с вами привыкли. Потому что они не могут концентрировать внимание, не могут долго функционировать, не могут быть по-настоящему счастливы.

Мы говорим на занятиях о том, что «Я» могу сделать, для счастливой жизни и разумного применения достижений техники. Каждому ребёнку важно понимать, как работает наш мозг. Теперь мы знаем, что слушают уши, а слышит – мозг. Мы знаем, что мы смотрим глазами, а видим - мозгом. Дети получают элементарные представления о нейронной сети мозга. И о том, как её можно уплотнить, что бы получить качественный процесс мышления. Мы разъясняем, что мозг учится всегда. Мозг никогда ничего не забывает (научный факт – см. работы Н.П. Бехтеревой, Т.В. Черниговской и др.). Мозг всегда работает.

До каждого подростка стараемся донести осознание своей ответственности. Каждый должен понять и сам выбрать чем грузить свой мозг. Это могут быть смешные картиночки, видосики с YouTube, терабайты сериалов, глупая болтовня, бестолковые игры, музыкальная попса … - это элементарно, не требует усилий, происходит само собой. Задача педагога помочь уяснить, что простое потребление, без усилий и постижения своих истинных потребностей и настоящих ценностей, без устремленности, воспитывает лень, управляемость и ограниченность. Если мой мозг не понимает, как задать вопрос, не понимает, что делать с этой гигантской кучей данных, которые мы получаем каждую секунду, то все остальное бесполезно.

А что нам дает серьезная литература, серьезная музыка, социальные контакты, наполненные смыслом и культурой общения? Это всегда труд. Как научиться получать удовольствие от интеллектуального труда, от процесса мышления?

Прежде всего, выясняем, что серьёзное искусство всегда тайна, загадка и удивительный мир, скрытый от непосвященных. Как же войти в круг избранных? Надо знать, что высматривать в произведении (помогает педагог). Уразуметь, что пытается сказать автор, что означают его образы (совместное коллективное распознавание на занятиях). Учимся слушать себя (это самопознание). Уметь прочувствовать изменение своего состояния (это самоанализ). Личность, коллектив, осознаваемое «я» - научный подход к социализации ребенка.

Каждое занятие мы расшифровываем ребус, который загадал нам художник в своем произведении, и получаем от этого удовольствие. Когда мы знаем в чем замечательность Леонардо, Баха, Матисса, Мусоргского и почему их считают выдающимися творцами, то попробуем увидеть это в творчестве, осознать и получить удовольствие от собственных чувств и ясности мышления. Муз литература готовит ребенка к восприятию шедевра и к этой трудной интеллектуальной работе. Учит мозг распознавать и уметь определить «прекрасное», отбросить «безобразное». А куда наш мозг нас приведет - там мы и окажемся! Привнести лучшие достижения художественного творчества человечества в жизнь ребенка, и есть задача педагогов МЭЦ и курса музыкальной литературы в частности. Продолжение следует.                                     

                                    

 

Яндекс.Метрика