Дневник музыкальной литературы. Выпуск 1
Началась вторая четверть. Хочу свериться с воспитанниками и их родителями по вопросам: Зачем мне муз литература? Это обычный предмет? Или посредством музыки я развиваю собственное мироощущение, мышление, формирую вкус к жизни? Правда ли, что искусство дает опыт осознания своей сущности? Меня, действительно, легче понять, если научусь свободно говорить о своих чувствах, об ощущениях, о радости? Поговорите об этом со своими детьми, пожалуйста.
Что тревожит педагогов сегодня? Наваливается новая цифровая реальность, в которой у человечества нет опыта жизни, следовательно - передать детям нечего. Роль искусства в новом времени не уменьшается, а наоборот должна возрастать. И это не чье-то пожелание, а объективная необходимость. Необходимость - это то, чего не обойдешь, когда подперло. Попробую сформулировать.
В мире растет спрос на информацию, поэтому появилось большое количество её производителей. Идет эскалация примитивного контента, он будет нарастать, дебилизировать нас. Как вам медицинские термины и диагнозы - «цифровое слабоумие», «цифровой аутизм» и «информационная псевдо дебильность»? Подперло конкретно. Все знают, что человек состоит из тех физических элементов, которые употребляет из окружающей среды. И мы, точно так же, состоим из интеллектуальных мемов - элементов, которые потребляем из информационной среды. Какова информационная среда не секрет. Что делать? Отвечаю – развивать устойчивый интерес к достойному продукту. Интерес – двигатель высших психических процессов. Ищу ответ на злободневный вопрос - Как сформировать этот интерес? Как мозг выбирает, что ему интересно? Ведь всем нравится разное - кино, музыка, книги? Ответ - Как выбирает…. Да как хочет! Должны сложиться нейронные связи, что бы было что выбирать. Какие сложились нейронные связи, то и выбирает. Всё вопрос тренировки (А. Курпатов).
Музыка совершенно абстрактное искусство. И богатство её восприятия зависит от нашей образованности, т.е. накопления и тренированности этих самых нейронных связей. Если вам сразу предложить шедевр мирового музыкального искусства в виде масштабной симфонии, вряд ли вы получите от этого прослушивания удовольствие. Поэтому начинаем с классики понятной и доступной. Чувствуем музыку, включая незнакомые и необычные ощущения музыки - какого она вкуса, запаха, что я чувствую тактильно, что я вижу… музыку «нюхаем», «пробуем», «щупаем». И слушаем себя. Чувствуем, как поменялось наше состояние.
Воспитанники 6 г/о за 8 занятий I четверти прикоснулись к эпохе барокко (спросите у детей: что это такое?). Тема четверти: «Программная музыка» (а это что?). Домашнее задание первого занятия: создать на рабочем столе своего планшета папку под названием «Мой музыкальный альбом». Сейчас в нем лежит 8 произведений (пусть ребята сами назовут их). Если этот альбом просто создан, музыку или клипы туда поместили, но ребенок не слушает образцовую (classicus - образцовый) музыку… Все тщетно. Зачем это нужно? Отвечаю - Мозг должен нарабатывать мемы («Мем» - единица культурного наследия, единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества), создавая сложные нейронные соединения. Это опыт образования в зонах вашего мозга схемы обработки соответствующей информации.
Хочу поделиться. Это придумали дети к концертам для скрипки с оркестром А. Вивальди «Времена года» - Le quattro stagioni. Сонеты к каждой части Вивальди сам написал… Но, мы Себя слушаем и пытаемся понять - Себя. Спасибо, господину Вивальди, но Моё - важнее!
Весна.
Воздух наполнен цветов ароматом, Музыка в сердце звучит!
Хочется петь, и от радости плакать! Душу весна веселит. (Ульяна Яковлева)
https://www.youtube.com/watch?v=hwGDaUzHSbY
Лето.
Мчится лето босоногое, Дух травы и дух цветов,
Льются трели соловьиные и весь мир запеть готов! (Ульяна Яковлева)
https://www.youtube.com/watch?v=EryTMrVg7d8 – часть I
https://www.youtube.com/watch?v=6lT8it3eQls – гроза, часть III
Осень.
Осень золотая к нам пришла теперь!
Птицы улетают, Мокнет старый пень… (Алиса Скоробогатова)
https://www.youtube.com/watch?v=Ec6mhFqaqgU
Зима.
Что на улице? – мороз! У Наташки красный нос!
Снега вьюга намела, на порог зима пришла! (Алла Чернова)
https://www.youtube.com/watch?v=QFFrkZOYojk
Возможно, я ошибаюсь и, с более глубокой проработкой темы, буду мыслить, и действовать по-другому. Сейчас, именно на сформированный культурно - образовательный уровень наших воспитанников, я возлагаю особые надежды. Имея солидный набор знаний в разных областях, набор слов, лингвистическую грамотность, широту кругозора, запросы высокой образованности. Дети, как бы, приобретают своеобразные элементы того самого конструктора «Lego», о котором говорят передовые умы современности. И набирают мемы, которые могут использовать для формирования сознательных установок, которые будут определять их запросы и интересы. Имея достойный интеллектуальный и эмоционально - чувственный багаж, мы можем найти в себе все необходимое для общения и счастливой жизни. Продолжение следует…