Бондаренко А.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
МО город Краснодар
(фортепиано)

Музыкальная семантика

В музыкальной педагогике есть область, которая всегда вызывает живой интерес: это проблемы интерпретации содержания музыкальных произведений, попытки найти методы, помогающие расшифровать смысл, заключенный в музыкальных звуках. Каждый педагог стремится организовать учебный процесс так, чтобы подвести учащегося или студента к наиболее точному восприятию авторского текста, к пониманию музыкального произведения во всей его содержательно-смысловой полноте. Проблемы музыкального содержания, к числу которых относятся такие, как образная система композитора, тематика творчества, смысловая организация музыкального текста и ряд других, – самые сложные в музыкальной педагогике ввиду недостаточной исследованности технологий анализа. И с этой точки зрения наиболее перспективным становится семантический подход, включающий достижения различных гуманитарных дисциплин: эстетики, культурологии, музыкознания, языкознания, психологии, этики, социологии. Семантический подход может дать ключ к смысловому анализу художественного произведения разного уровня сложности, любого исторического периода, особенно ХХ столетия с его высокой степенью интеллектуализма и повышенной знаковостью.
Внимание зарубежных авторов направлено на изучение проблемы сущности интонации – в частности явления ее устойчивой стереотипизации. Так, Д. Кук [Cooke, 1959] ставит задачу создать собственный словарь музыкальных оборотов с устойчивой семантикой лада. В его теории особый акцент сделан на эмоциональной природе интонации, когда эмоция непосредственно зависит от тех или иных последований ладовых ступеней. Д. Кук изучает специфическую природу музыки именно в русле психофизиологической направленности, считая, что музыка по сути своей есть язык эмоций. Автор создает классификацию интонационных оборотов, которые связаны с определенными психическими процессами. Он обращается и к вопросам музыкальной семиотики. Концепцию Я. Йиранека можно охарактеризовать как прямую проекцию интонационных идей Б. Асафьева на область музыкальной семантики. В работе «Основы музыкальной семиотики» [Jiranek, 1985] Я. Йиранек апеллирует к одному из важнейших семантических понятий – семантеме. Автор, сопоставляя музыку с вербальным языком, рассматривает ее как коммуникативную семиотическую систему.
Совпадение основных семантических аспектов с тремя эстетическими категориями свидетельствует об объективной логике самого широкого и общего разделения явлений действительности на данные три сущности в человеческом сознании.
Идеи – символический аспект в музыке – составляют обширнейший круг представлений. Это и вечные темы искусства, и идеи различных областей человеческого мышления: философии, религии, этики, эстетики, естественных и исторических наук, наук об искусстве, индивидуальные идеи отдельных музыкальных произведений и т. д. Научно-философские идеи в развитии культуры явились столь важными, что оказали на многих создателей искусства огромное влияние: стали составными частями их художественного мировоззрения, преломились в их произведениях.
Эмоции – эмоциональный аспект – составляют особое достояние музыкального содержания. В разные исторические эпохи это были либо аффект, либо движение души, страсть, эмоция, душевное переживание, чувство, состояние души, настроение, характер. Концепция музыки как переживания человеческих чувств складывалась в европейском академическом искусстве начиная с эпохи Нового времени и продолжает действовать до сих пор, вступив в пятое столетие своей истории.
Предметы – изобразительный аспект в музыке – представлены не столь повсеместно, как мир идей. Главная причина заключается в том, что музыка не обладает способностью непосредственно запечатлевать зримый мир. С другой стороны, предметом искусства становится всѐ, что вызывает человеческий интерес. Не в каждый исторический период окружающий предметный мир представляется музыкальному искусству достойным внимания. Так, в Новое и Новейшее время оценка зрительных представлений, которые могли быть изображенными в музыке, снижалась в период классики второй половины ХVIII – начала ХIХ века, на начальном этапе романтизма, а потом – в ХХ столетии. Соответственно, периодами оптимального внимания к зримой предметности были эпоха барокко, поздний западный романтизм, время становления европейских национальных школ: русской, чешской, норвежской, этап французского импрессионизма.
В семиотической науке в целом и ее наиболее важной ветви – семантике – можно усмотреть научную параллель особенностям академической культуры ХХ века с ее повышенным интеллектуализмом и знаковостью. С одной стороны, современная классическая музыка, музыка академических жанров, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации и включения семантических методов ее освоения. С другой стороны, в музыкальной педагогике назрела необходимость в обновлении содержания учебной программы предмета «Музыка» за счет включения произведений современных композиторов. Тематизм действующей в настоящее время программы Д. Б. Кабалевского позволяет это сделать, поскольку она ориентирована на постижение языка музыки и предполагает вариабельность музыкального материала. Именно в музыке второй половины ХХ века наиболее остро встают проблемы восприятия – невосприятия, понимания – непонимания. Многие педагоги-музыканты, сталкиваясь с подобной реакцией слушателей, «избегают» включать в программу произведения крупнейших художников-новаторов ХХ века. Так, великие наши соотечественники, в том числе Шнитке, Денисов, Губайдулина, остаются неуслышанными и неузнанными.
Тем не менее музыкальное сознание публики меняется. Расширяется тезаурус современных школьников, молодежи. Ритм современной действительности всѐ убыстряется. Перемены в общественной жизни обусловили новое мировосприятие, переоценку личностных идеалов и ценностей, в том числе отношение к музыке. Восприятие музыки второй половины ХХ века требует огромного напряжения и внимания от слушателя и доступно в большей мере интеллектуалам. Таким образом, соприкосновение слушателя с новым музыкальным языком, с интонационным, стилистическим новаторством должно быть особо подготовлено педагогом. И в этом смысле основой для преподавания современной классической музыки должны стать, с одной стороны, наработка слушательской практики, с другой – введение в структуру урока аспектов семантического анализа. Подобный подход обеспечивает эмоциональное и осознанное восприятие школьниками и студентами музыки второй половины ХХ столетия. Музыкальная семантика исторична, она формировалась длительно, постепенно обретая «права гражданства» в «музыкальном мире». Музыка всегда писалась для того, чтобы быть понятной, воспринятой, она всегда циркулировала в обществе как функциональная система с обратной связью. Это язык, на котором говорит та часть общества, для которой данная музыка и предназначена.

Литература
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
2. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. С. 93–104.
3. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
4. Степанов Ю. Семиотика. М.: Наука, 1971. 167 с.
5. Холопова В. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2002. 319с.

Яндекс.Метрика