Полукеев И.И.

Концертмейстер МАУ ДО МЭЦ

 

 Педагогические функции концертмейстера

В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование  в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

Мною составлено приложение с играми, упражнениями и занятиями для развития музыкально-ритмических навыков у детей, занимающихся на уроках хореографии, список произведений для прослушивания.

Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.        

  1. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

  • обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;  
  • усвоение музыкальных знаний;
  • формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.

Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности  для музыкального развития детей через игровую деятельность.

Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор…

Элементы музыкальной грамоты, которые изучаем в игровой форме:

  • характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
  • понятие темпа;
  • жанр музыки (марш, песня, танец);
  • динамические оттенки (тихо, громко);
  • метроритм;
  • паузы;
  • сильные и слабые доли;
  • музыкальные регистры;
  • понятие музыкального предложения.

Упражнения и игры  (подробное описание в Приложении)

Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.

Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра «Умный платочек».

Музыкальные регистры:  игра «Кто живет в лесу».

Строение музыкальной фразы:  упражнения «Лужа», «Мост», «Снежинки». Акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и так далее.

Темп: ходьба и бег в разных темпах; игра «Солнышко и дождик»; игра «День и ночь».

  1. Концертмейстер помогает создавать художественный образ.

            Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.

У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого либо из живой природы. Наши воспитанники охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя… Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.

Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях хореографии. Мы с ребятами «идем на прогулку в лес», где определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками, обретают другой смысл. Например, «port  de  bras» (упражнение для рук): дети  – это деревья, а руки – веточки, которые колышет ветер. Или, «battements  tendus» (упражнение для стопы): тело – дерево, а наши ноги – это мышки, которые выбегают из норок под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы видим различных птиц: маленьких («pa qu ru» –  мелкий бег) и больших с большими крыльями («pa qu ru» с руками).

И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие.

Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

III. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

Это происходит через нетрадиционную форму занятия – интеграцию ИЗОдеятельности и музыки – «О чем рассказала музыка». Во время исполнения музыкального произведения воспитанники рисуют картину-ассоциацию, которая возникла после прослушивания музыки. Здесь уже он учиться слышать характер музыкального произведения, его настроение. Итог – выставка рисунков.

Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт. Дальше мы отходим от рисунка и, слушая музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее  –  показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.

Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

В журнале «Музыкальная палитра» я нашла уже готовое, очень интересное занятие для воспитанников младшего возраста «Непослушные башмачки» музыкального руководителя и учителя музыки Центра образования №1679 г. Москвы Т.Э. Тютюнниковой, кандидата искусствоведения, лауреата педагогической премии «Грант Москва». Провела подобное занятие в своем коллективе – результат был замечательный.

Примечательно то, что в представлении вместе с детьми принимал участие и хореограф, поскольку это способствует психологическому раскрепощению воспитанников. По мнению Т.Э. Тютюнниковой, руководитель своим участием  дает детям образец творческого поведения, подсказывая им, что от них хотят и ждут. «Надо отчетливо понимать, что дети, воспитанные в рамках авторитарной педагогики «делай, как я тебе скажу», крайне недоверчиво относятся к разрешению взрослых «делай, как ты хочешь». Поэтому пример взрослого, включающегося в творческое исследование движения и не боящегося упасть на пол по сюжету сказки, лучше всяких слов убедит детей в позволительности играть и веселиться по ходу занятия».

В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации. 

Яндекс.Метрика