Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (скрипка)
Шумакова Ирина Анатольевна

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ.

Первоначальный период обучения-это чрезвычайно ответственный и сложный этап. Во многих случаях неправильные навыки игры, приобретённые обучающимися в детстве, а также различные отрицательные впечатления, полученные ребёнком в результате неверного педагогического подхода учителя к начинающему ученику приводят к нежеланию последнего-учится на инструменте. По этой причине многие, даже музыкально одарённые дети бросают музыку.

С первой же встречи педагог должен уметь расположить ребёнка к себе, завоевать его доверие. Только в атмосфере доверия у ребёнка могут возникнуть положительные впечатления, необходимые для создания рабочей обстановки в классе.
Внимательно наблюдая за начинающим учеником, изучая его характер,весь комплекс его муз. данных, его физическое и умственное развитие, темперамент, наклонности, привычки и т.д. ,педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, вызвать и поддержать в нем интерес к музыке и к своему инструменту. Очень хорошее воздействие оказывает присутствие начинающего обучающегося на уроке с учеником уже играющим. В этой связи Б.А. Струве писал: "В педагогической работе с детьми в период подготовительной стадии я всегда немедленно включал ребёнка в учебную жизнь класса. Он ещё не обучается игре на инструменте, но слушая других ребят...он уже занимается".

Приступая к работе над постановкой, педагог, прежде всего должен знать, что такое постановка с точки зрения современной педагогики. В современной методике постановкой называется наиболее целесообразное положение рук и корпуса, приспособленное к игровым функциям данного исполнителя. Как видно из этого определения, постановка не есть стандартная форма держания скрипки и смычка. Она в меньшей или большей степени разная почти у каждого исполнителя сообразно индивидуальным способностям строения рук. Коме того, постановка видоизменяется даже у одного скрипача в зависимости от того, какие игровые функции он выполняет.
Педагогог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При освобождённых мышцах обучающийся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное, естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыка. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педагог должен уделять самое серьёзное и пристальное внимание. Следует постоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук, контролировать это состояние и ,главное научить ребёнка управлять своими мышцами. В этой связи следует указать на целесообразность предварительных упражнений без инструмента. Цель этих упражнений :
1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кисть и пальцы обеих рук от излишнего напряжения
2)Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами ,т.е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.
3)Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя, и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.
Приступая к работе над постановкой с инструментом следует придерживаться принципа постепенности и последовательности в освоении навыков. Педагог должен учитывать, что каждый навык сначала вырабатывается отдельно. Только тогда, когда он прочно усвоен ,к нему прибавляется следующий навык.Например: после того,как ученик научится относительно правильно и свободно держать скрипку, можно начинать выполнение элементарных движений пальцев на грифе. Для того, что бы правильно определить положение локтя и всей правой руки, следует поставить пальцы одновременно на струне ре и ля в следующем расположении. Это обеспечит правильное положение локтя и левой руки. Также приступать к ведению смычка по открытым струнам можно лишь после того, как ученик научиться относительно правильно и свободно держать смычок.Говоря о самых первых прикосновениях смычка к струнам, известный педагог Л.М.Цейтлин советовал "На первых уроках ни в коем случае не рекомендовать вести всем смычком, а также его нижней частью. Начинать водить смычком лучше всего серединой и не до самого верхнего конца. Почему именно серединой? Потому что в этом участке смычка не требует искусства регулировать его вес. Самое большое количество ошибок находится в тесной связи с началом занятий, когда не опытной слабой кисти и слабым пальцам предлагается вести смычок от самой колодки. Один скрип способен стать причиной неестественного зажима на долгое время"

Для того, чтобы работа над постановочными навыками на инструменте не была утомительной и давала максимально положительные результаты, педагог должен учитывать степень восприимчивости ученика и продолжительность внимания. Опыт показал, что продолжительность внимания у ребёнка 6-7 летнего возраста равна 5-6 минутам. Поэтому первоначальные уроки можно построить в 4 этапа:
1) постановка левой руки,
2) развитие слуха,
3) постановка правой руки,
4) изучение нотной грамоты.
Эти задачи следует некоторое время решать отдельно, отводя каждой из них приблизительно по 5 минут. Поэтому с начинающим учеником целесообразно заниматься по 20- минут 4 раза в неделю, вместо двух раз по 40 мин.
При таком построении первоначальных уроков ребёнок заинтересуется каждой из задач и не устанет, что обеспечит более быстрое и прочное усвоение первоначальных постановочных навыков.
Постепенно эти отдельно усвоенные навыки следует объединять в единый комплекс многообразных и многочисленных игровых навыков, которыми должен обладать скрипач.

Яндекс.Метрика