Московченко В.В.

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ

 

Психология и пение: взаимосвязь и особенности 

Влияние психологических факторов на характер и поведение человека не единожды доказано. Зачастую и генетика, и врожденные способности пасуют перед атмосферой, в которой воспитывался человек, правилами, которые он усвоил из своего окружения. Именно поэтому каждому руководителю, каждому преподавателю необходимо знание основ психологии, чтобы дать возможность раскрыться талантам, «выжать» макcимум из своих подопечных. Педагог по вокалу - не исключение. Ведь пение - не просто звуки или передача слов, это общение со слушателем на духовном уровне, попытка «достучаться» до его подсознания, воспоминаний, ассоциаций. Когда исполнитель свободен от комплексов и уверен в себе, когда ему комфортно в данной роли, происходит свободный полет голоса, создаются богатейшие художественные образы. Чем больше зажат человек, чем больше роль ему не по нраву, тем непослушнее и жестче становится голос, а создаваемые воплощения теряют цельность и разносторонность.

Однако, учитывая некоторые нюансы, в том числе, темперамент и воспитание, можно построить процесс обучения и выступления максимально эффективно. Если ученик во время занятия чувствует себя скованно, некомфортно, то он выполняет пожелания и советы наставника формально, желая поскорее закончить урок и покинуть класс. Дальше, перед зрителями и слушателями, происходит то же самое. Сцена - как микроскоп, позволяет разглядеть внутреннюю суть, многократно увеличивая не только положительные, но и негативные черты исполнителя. Учитывая особенности темперамента человека, можно построить процесс обучения максимально продуктивно, ведь если ученик на занятии чувствует себя некомфортно, напряженно, то он выполняет указания педагога формально, желая поскорее закончить урок и покинуть класс.

Итак, откуда же берутся неуверенность и страх, являющиеся впоследствии преградой для развития многих вокалистов?

Специалисты выделяют несколько факторов:

- ошибки в воспитании. Например, ребенок любил развлекать гостей песенками или сценками, а родители запрещали «голосить». Подсознание считало громкое самовыражение, как ситуацию, которая регулярно сказывалась неблагоприятно, отбив охоту петь для кого-то и даже разговаривать. Или наоборот, в семье требовали при каждой возможности показать, что умеет малыш, даже если тот был не в настроении. Отсюда нелюбовь к публичным выступлениям;

- влияние социума. Если в детстве кого-то постоянно дразнили, расстраивали, человек мог закалить характер и перестать обращать внимание на общественное мнение. А мог и «закрыться», стать замкнутым и войти в образ жертвы. Вокалист же должен быть открытым и уметь стойко переносить критику: не обижаться, а делать выводы из конструктивных замечаний.

       В копилку неврозов можно добавить и негативное влияние политической ситуации в стране (дети 50-60-х годов росли под гнетом идеи о третьей мировой войне, поэтому многим было не до самовыражения), и особенности вероисповедания (в некоторых конфессиях запрещены профессии, вроде актеров и певцов).

       А ведь уровень психологической свободы у исполнителя должен быть максимальным. Совершенное владение вокальной техникой и высокий уровень технических способностей еще не делает его гениальным и талантливым. Да, голосом могут восхищаться, но станет ли он звездой, которой восторгаются миллионы? Вряд ли. Манеру исполнения таких вокалистов называют обычно «неживой». Если же человек поет, пытаясь приоткрыть свой внутренний мир, чувствует себя уверенно на сцене, заигрывает с публикой, отдает себя всего, то и небольшие погрешности ему могут простить.

Психологическая свобода влияет и на физиологические факторы:

- на состояние центральной нервной системы. От этого может зависеть деятельность вестибулярно-двигательного аппарата, ведь именно нервная система передает импульсы двигательной системе;

- на состояние вестибулярно-двигательного аппарата. Если человеку неловко, некомфортно, происходит зажатие, скованность мышечного комплекса. Тут уж не до пения со всей душой;

- на работу всех желез в организме. Паника, волнение - и вот уже во рту пересохло, на лбу выступил холодный пот, а в глаза как будто песка насыпали. Все это происходит потому, что кровь под воздействием адреналина приливает к нижней части тела, к мышцам в ногах (так заложено природой - при малейшей опасности нужно бежать, значит, конечностям потребуется сила).

Нельзя забывать и про такое явление, как психосоматика. Если певец не хочет сдавать экзамен, выступать, репетировать, организм дает сбой. Любая простуда может многократно усилиться и обернуться госпитализацией.

Певец должен охранять свою нервную систему от излишних раздражителей и экономно тратить силы. А педагог, руководитель или организатор выступления делать все, чтобы тому было комфортно. Кстати, подбор репертуара - еще один важный момент. Нужно учитывать не только методическую пользу исполнения того или иного произведения, но и психологические особенности вокалиста. Правильно подобранный репертуар будет способствовать его раскрепощению, раскрытию всей силы и красоты его голоса и актерских дарований.

Подобные особенности, учитывание психологических факторов поможет донести до слушателя то, что задумывалось изначально. Чтобы передавались не просто звуки, а образы, чтобы талант касался самой души.

 

Яндекс.Метрика