Котенёва А.Д.
Концертмейстер МАУ ДО МЭЦ

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии

Хореографическая концертмейстерская специализация музыканта – особая сфера музыкального творчества, требующая обширных знаний, исполнительных навыков, мастерства и опыта, а также преданности искусству хореографии и тем труженикам и творцам, кто его представляет – танцовщикам, педагогам и репетиторам.
К сожалению, концертмейстеров хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь, у хореографического искусства свои специфическиеособенности.Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках хореографии, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно, поэтому успешность работы концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе. Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при параллельном изучении самого хореографического искусства, его направлений и отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий.
Концертмейстер хореографического отделения должен знать:
• школы и направления танцевального искусства;
• традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;
• структуру урока;
• хореографическую терминологию (в музыке используется итальянский, а в хореографии французский язык);
• методику обучения и технику исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины.
Знания и навыки необходимые для работы концертмейстера в классе хореографии
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет достаточного времени для выучивания произведения наизусть. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе, не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть по нотам. В этом случае концертмейстер должен уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, на ходу подстраивая произведение по требования хореографа, отделяя главное от менее существенного.
Случается, что в своей работе концертмейстер имеет дело не только с исполнением готового аккомпанемента, но и с исполнением музыкального сопровождения, не имеющего нотного материала. Особенно часто это встречается на уроках ритмики и гимнастики, на которых активно используются различные детские песенки и произведения простой танцевальной формы. В этом случае, концертмейстер подбирает знакомые мелодии на слух, создавая собственные варианты гармонизации, опираясь на гармонический слух и исполнительский опыт.
Кроме того, концертмейстер класса хореографии должен обладать определёнными композиторскими и вокальными способностями, которые пригодятся ему для работы с начинающими танцорами, так как на начальном этапе обучения дети проще постигают танцевальные движения через музыкальные игры и разминки, сопровождающиеся пением. Как известно, любое детское стихотворение можно иллюстрировать танцевальными движениями. Существует даже специальная литература, предлагающая такие поэтическо-хореографические композиции. А вот музыкальное оформление к ним не прилагается, поэтому каждый концертмейстер по-своему выходит из положения, сочиняя мелодию и аккомпанемент самостоятельно.
Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики. Концертмейстер музыкальных классов, воспитанный в лучших традициях отечественной академической подготовки, привык играть, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами концертмейстера хореографии такой партии танцовщиков нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения. Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить
лишь начальные или ключевые моменты хореографической партии, основные движения. Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать музыкальное сопровождение».
Поэтому одной из главных особенностей работы музыканта в хореографическом классе является исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала, а также умение запоминать его большие фрагменты.
У концертмейстеров, работающих на отделении хореографии, с годами вырабатывается обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Верными ориентирами становятся здесь не только интуиция, но и накопленные знания, опыт, «мышечная память», а также понимание основных принципов взаимосвязи хореографии и музыки.
Основные принципы подбора музыкального материала в хореографическом классе
С первых уроков с начинающими до выпускного класса преподаватель -хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим в себя произведения классической и современной отечественной и зарубежной нотной литературы, а также произведения, написанные для детей, и произведения эстрадного характера. Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода оформления танцевальных занятий:
• импровизационный;
• приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров хореографии предпочитает работать по импровизационному методу. В этом случае музыканту необходимы определённые композиторские навыки:
• умение сделать фактурные преобразования;
• умение сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
• умение провести смену размера, либо темпа, не нарушая законов стиля и т. п.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом: ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.
Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видам. По традиции урок начинается с экзерсиса. Экзерсис – это ряд разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся. В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
1. Поклон
2. Port de bras
3. Demi-grand plié
4. Battement tendu
5. Battement tendu jeté
6.Rond dejamb parterre
7. Battement fondu
8. Battement frappé
9. Rond de jamb en l'air
10.Grandbattement
11.Аdajio
Вторая часть урока – Allegro – посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и различным турам (круткам).
Концертмейстеру необходимо знать не только названия основных движений, но методику их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции. Поэтому во время урока очень полезно наблюдать за упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая», «примеряя» их на себя, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что поможет правильно подобрать необходимое для каждого конкретного движения музыкальное сопровождение.
В течение урока концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений простой двух-трехчастной формы. Результатом работы должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция.
Взаимодействие концертмейстера с педагогом-хореографом.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на данном этапе закончилась. Концертмейстер помогает преподавателю-хореографу в подготовке хореографического коллектива к концертным выступлениям, выполняя таким образом функции репетитора. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом, партнером, соратником. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Яндекс.Метрика