Бабаян Артур Фирузович г. Краснодар, МАУ ДО МЭЦ

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников в процессе обучения игре в шахматы.

Развитие познавательной активности, воспитание нравственных и моральных качеств личности, творческих способностей детей - вот основная задача современного Российского образования.
Возраст 6-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. В этом возрасте особое внимание уделяется развитию мелкой моторики.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече-ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными.
Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего.
Возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Обучение детей дошкольного возраста основам шахматной игры способствует развитию памяти, воображения, внимания, мышления.
Игра в шахматы воспитывает у детей такие качества, как самостоятельная работа, усидчивость, терпение, контроль эмоциональных реакций, координация.
На начальных этапах освоения шахмат детьми должен присутствовать игровой момент, здесь очень уместны всевозможные дидактические игры, предложенные И. Г. Сухиным в книге «Удивительные приключения в шахматной стране» [4].
Интеллектуальное развитие в психолого-педагогической литературе связывают с категориями знания и операции, при помощи которых добывают эти знания. Также необходимо остановиться на особенностях интеллектуальной деятельности: быстрота усвоения, гибкость мыслительного процесса, тесную связь наглядных и отвлеченных компонентов мышления; различный уровень аналитико-синтетической деятельности.
У детей дошкольного возраста интеллектуальное развитие связано с опытом, с теми знаниями, которые он усвоил в процессе своей жизнедеятельности. Интеллектуальное развитие детей данного возраста, посредством освоения шахмат предполагает: аналитичность, дифференцированность, рациональность, логичность, интерес, развитие мелкой моторики, способность к пониманию и применению символов [2].
Отечественными и зарубежными учеными доказана роль шахмат в интеллектуальном развитие ребенка. Отмечалась важная роль шахмат для развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления; развития интеллектуальных способностей; полноценного воспитания умственных способностей и памяти; формирования образного мышления [3].
Обучение шахматам детей, оказывает общеразвивающий эффект и решая следующие задачи: воспитательную, познавательную, эстетическую, физическую, коррекционную.
Исследования педагогов и психологов доказывают воспитательное значение шахмат и чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста как можно раньше, это умение действовать в уме (внутренний план действий). Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, ребенок гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. В процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста развивается произвольное внимание и произвольная память, они лучше сосредотачиваются, запоминают больше [3].
Огромное влияние игра в шахматы оказывает на развитие памяти детей дошкольного возраста, причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание.
Выдающийся советский психолог Б. Ананьев писал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». В процессе освоения игры в шахматы ребенок становятся самостоятельными и активными [1].
Таким образом, обучение шахматам детей необходимо проводить в игровой форме, они выполняют занимательные задания, решают различные задачи, в том числе и логические, смотрят шахматные фильмы, работают на демонстративной и интерактивной доске. Выполняя творческие задания - сочиняют сказки про шахматные фигуры, делают иллюстрации к задачам, придумывают свои задания и легенды.
Игра в шахматы стимулирует не только интеллектуальное развитие учащихся, но и оказывает положительный эффект на личностное развитие в целом, учит контролировать время, что необходимо для дальнейшей учебной деятельности. Для детей это не только игровая активность, доставляющая положительный эмоциональный заряд, но и эффективное средство самовоспитания.

«Литература»:
1. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2016. - С.288
2. Л.Я. Береславский. Шахматы для малышей. - М.: АСТ, 2016. - С.128
3. Д.С. Смирнов. Шахматы: для самых любознательных. - М.: АСТ, 2017. - С.192
4. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. - М.: «Поматур», 2000. - С.176

 

Яндекс.Метрика