Котенёва Анна Дмитриевна
педагог МАУ ДО МЭЦ
(фортепиано)

Индивидуальный подход в обучении игре на фортепиано

Успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику. Для этого необходимо изучать личность ученика, знать, чем он живёт, интересуется, какая у него окружающая среда. Нет ничего более ошибочного, как, составив вначале об ученике определённое мнение, руководствоваться им всецело на протяжении всего периода обучения и забыть о том, что человек, особенно в молодости, способен быстро меняться, что на протяжении иногда небольшого промежутка времени его личные качества могут стать иными.
В каждой индивидуальности есть всегда положительные и отрицательные черты, более или менее ценные элементы. Иногда педагоги концентрируют своё внимание преимущественно на недостатках ученика, и стремясь к гармоничному развитию его личности, прилагают свои усилия, главным образом, к «подтягиванию отстающих» элементов. При этом нередко уделяют мало внимания наиболее ценному, самобытному, что есть в индивидуальности учащегося. Конечно, важно знать недостатки ученика и работать над их устранением. Но достигать этого лучше как бы обходными путями, на основе развития его сильных сторон. Например, на 1 году обучения ученик стал отставать в отношении читки с листа от других учеников. Естественно в таком случае дать ему как можно больше небольших пьес для читки, чтобы устранить проблему. Однако это не всегда приводит к устранению недостатка. Может быть и так, что работа будет вестись вяло и не даст желаемого результата.
Опытные преподаватели в таких случаях нередко ищут иного пути. Они стремятся прежде всего выяснить причину, приведшую к тому, что работа над читкой произведений была ослаблена. Такой причиной может оказаться отвлечение внимания ученика новыми задачами – появлением знаков новых тональностей, изменение размера. В таком случае ему полезно дать произведение, которое будет небольшим по объёму, но при этом будет включать в себя и новые знаки и сложный размер. Небольшой размер
произведения не даст скучать юному ученику и может по-настоящему увлечь его. Это может и должно привести к активизации внимания в работе над
новыми задачами. В связи с различием индивидуальности учеников, приходится использовать самые разнообразные пути «воспитания». Рассмотрим несколько примеров.
Встречаются ученики неорганизованные. Они небрежны в работе, неаккуратны в выполнении своих обязанностей. Неорганизованность нередко объясняется отсутствием стойкого интереса к делу и слабостью воли. Очевидно, что при работе с такими учениками особенно важно обратить внимание на развитие у них интереса к музыке, к изучаемому произведению.
Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость, скромность, вызывающие эмоциональную скованность, боязнь «раскрыться, развернуться» во время исполнения. Неуверенность в себе, если её не преодолеть в юности, будет мешать человеку на протяжении всей жизни не даст ему возможности проявить в полной мере природные данные.
Имея дело с такими учащимися, надо с особой заботой отнестись к тому, чтобы занятия музыкой приносили им побольше удовлетворения и поменьше разочарования, чтобы они ощущали собственный рост, чтобы успехи их окрыляли. Надо использовать малейшую удачу ученика в преодолении эмоциональной скованности. Важно поощрять его к смелым творческим поискам. Преодолению застенчивости способствует систематическое участие в концертах, участие в общественной работе.
Некоторым ученикам недостаёт инициативы. Они хотят, чтобы им всё показали и объяснили. Первое их желание, когда они приступают к изучению нового произведения- услышать, «как его нужно исполнять». Таких учеников особенно важно поставить в условия, при которых они должны были бы систематически проявлять свою самостоятельность. Кроме этого необходимо чутко улавливать проблески их собственной инициативы.
Чем более одарён ученик, тем чаще приходится сталкиваться с яркими и зачастую неожиданными проявлениями его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются не часто, поэтому нужно особенно внимательно относиться к их воспитанию. Важно создавать им условия для быстрого продвижения вперёд, не задерживать их развития программными требованиями, рассчитанными на менее одарённых учеников. Талантливым ученикам, с явно выраженными исполнительскими данными, должна быть предоставлена возможность систематично заниматься. Именно в юные годы формируются основы настоящего пианистического мастерства, и упущенное в это период потом уже нельзя наверстать.
Важные проблемы, связанные с индивидуальностью ученика, возникают в процессе работы над музыкальным произведением.
Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, а развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога- аппликатура, динамика и т.д.
Важно систематически использовать широкие обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Эти обобщения должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями, и основных принципов искусства музыканта-интерпретатора, и стилистических особенностей сочинения. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами, которые могли бы более глубоко и наглядно разъяснить его смысл.
Обобщения педагога значительно лучше усваиваются, если ученику на этой основе предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными. Например, впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении приём связи звуков путём скольжения пальцев с клавиши на клавишу, педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Или –другой пример: объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения, педагог задаёт ученику расшифровать ещё несколько мелизмов в других пьесах. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов, изложенных педагогом, но и приучают использовать их на практике. Этот метод работы, как показывает практика, приносит отличные результаты.
Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление; механически проигрывая несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на разучивание которого было потрачено много времени и труда, ученик нередко «заигрывает» его и пассаж перестаёт выходить. Таких примеров можно привести очень много. Все они свидетельствуют о том, как непродуктивно расходуется драгоценное время занятий и как важно приложить максимум усилий к тому, чтобы, работая над разрешением той или иной задачи, ученик не сводил на нет достигнутое ранее. Многое в этом отношении зависит и от педагога. Приучая ученика рационально работать над устранением какого-либо недостатка, над преодолением определённой трудности, он должен быть подобен врачу, лечащему болезнь и вместе с тем следящему за тем, чтобы применяемое лекарство не оказало вредного воздействия на непоражённые части организма.
Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Метод самоконтроля состоит в том, что педагог постепенно приучает ученика не только слушать своё исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее всего могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Но речь идёт не о том, чтобы педагог время от времени обращал внимание на те или иные типические ошибки и недочёты. Важно добиться их осознания и установления в домашней работе повседневного контроля над их устранением. Это должен быть планомерно осуществляемый метод музыкального воспитания, а не попутные замечания от случая к случаю.
Важно, чтобы ученик знал и о том, какие ошибки и недостатки чаще всего встречаются у него самого. Так, одному следует остерегаться преувеличенной свободы исполнения, другому- метричности, один склонен ускорять темп, другой- замедлять. Развитие индивидуально-направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы педагога.
Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения.
Реализация всего многогранного плана обучения протекает в значительной мере во время занятий в классе. Естественно поэтому, каждый отдельный урок надо рассматривать как одно из звеньев общей цепи учебного процесса. Реализацию плана воспитания ученика хороший педагог умеет органично сочетать с выполнением ближайших задач, связанных непосредственно с текущей работой.
Эти задачи заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над исполненным произведением и дать задание к следующему уроку.
Работа над произведением в классе- это не только прослушивание и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и т.д. В процессе этой работы постепенно конкретизируется исполнительский замысел в целом и выявляются отдельные детали, которые до тех пор не были услышаны достаточно рельефно.
Помимо прохождения репертуара , от урока к уроку необходимо систематически заниматься чтением с листа. Для этого следует выбирать доступные и привлекательные для ученика пьесы- сольные и ансамбли- это должно превратиться в потребность. Наконец, на каждом уроке следует уделять внимание и работе над упражнениями – в первую очередь над гаммами, арпеджио, аккордами.
Целый комплекс сложных задач, возникающих перед педагогом во время проведения урока, требует максимальной концентрации его внимания на самом важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка к уроку.
Прежде всего важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его на определенном уровне играть, просмотреть различные редакции, продумать в нужных местах аппликатуру, педаль. В некоторых случаях полезно наметить план урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях и т.д.
Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога –его методическими воззрениями, вкусами, привычками. Например, Филд относительно мало говорил, но зато много играл. Антон Рубинштейн много говорил по поводу исполнения ,но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений, над которыми он работал.
Как бы ни были разнообразны формы занятий со студентами, есть некоторые принципы, которые могут варьироваться.
Обычно полезно вначале поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно много времени. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время к середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, осуществляющие эту работу на самый конец, обычно систематически не успевают её выполнять.
Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на её достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал над пьесой, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его и правильно ориентироваться в дальнейшей работе.
Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Неопытные педагоги этим часто грешат. Опытный педагог обращает прежде всего внимание ученика на самое главное- на общий характер исполнения, на важные детали, на грубые ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего- это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения. Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом.
Второй путь раскрытия содержания- словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке образно, поэтично, увлекательно. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику.
Использование этих методов и их органическое взаимопроникновение в процессе работы создаёт предпосылки для наиболее успешного решения самых разнообразных поставленных задач.
Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нём внимания.
Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям. При желании в каждом, на первый взгляд неинтересном случае в педагогической практике можно найти что-либо интересное.
Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Не все молодые люди понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже вредной, когда человек сильно утомлён.
Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Приобрести это умение можно лишь в процессе собственной практики. Педагог же должен руководить ею более тонкими методами, чем установлением времени для изучения того или иного сочинения, -в первую очередь соответствующим проведением урока, умелым акцентированием первоочередных задач, возникающих в процессе изучения подготавливаемой программы.

Яндекс.Метрика