Захаренко Наталья Сергеевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(«АБВГДейка»)
«Использование игровых технологий на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Обучение грамоте – важный и достаточно трудный предмет. Для его освоения дошкольникам требуется согласованная работа всех высших психических функций (внимания, мышления, памяти), сформированность фонематического восприятия, развитие зрительно-моторной координации. Основные понятия при обучении грамоте носят достаточно абстрактный характер, что затрудняет понимание предмета. В этом случае на помощь воспитателю приходят игровые технологии. Их применение помогает более органично и эффективно проводить занятия, легко организовывать учебную деятельность и делать её естественной для воспитанников.
Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Через нее дети легче усваивают новый материал, осознают причинно-следственные связи, учатся решать поставленные задачи. Ребенок и игра неотделимы: если понаблюдать за дошкольниками, то можно заметить, что любое занятие, добавив фантазии, они превращают в игру, создав себе дополнительную мотивацию для достижения определенной цели.
Главное условие игровых педагогических технологий – целенаправленность, важные критерии:
- образовательная цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи, подкрепляется соревновательным моментом;
- учебная деятельность придерживается правил игры;
- в качестве доминирующего средства выступает наглядность;
- присутствует тесная взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- достижение дидактической цели соотносится с итогом игры;
- имитационно-ролевая игра напрямую связывается с практической педагогической ситуацией;
- требуется создание подходящего психо-эмоционального настроя участников, который соответствует содержанию игры;
- предусматривается возможность применения творческих элементов в игре;
- воспитатель берет на себя роль не только руководителя, но и корректора, и консультанта в процессе игры.
Опираясь на направленность педагогического процесса, можно выделить несколько основных видов игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехническиеи др.
На занятиях по обучению грамоте игровые технологии используются в качестве независимой технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета или как составной элемент другой технологии. То есть, либо занимают все занятие целиком, либо являются фрагментом, применяясь на одном из этапов (введении, закреплении, обобщении и т.д.).
Можно выделить несколько видов занятий с применением игровых технологий:
Применение игровых технологий на занятиях по обучению грамоте дает ряд преимуществ:
- позволяет построить занятие в соответствии с индивидуальными особенностями детей в расчете на зоны актуального и ближайшего развития;
- помогает создать «ситуацию успеха» для слабоуспевающего воспитанника;
- стимулирует развитие познавательного интереса и высших психических функций;
- согласуется с основном педагогическим принципом: от простого к сложному;
- дает возможность дифференцировать задания в соответствии с знаниями и умениями каждого ребенка;
- в игру легко включаются даже обычно пассивные дети.