Захаренко Наталья Сергеевна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ

(«АБВГДейка»)

 

«Использование игровых технологий на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

     Обучение грамоте – важный и достаточно трудный предмет. Для его освоения дошкольникам требуется согласованная работа всех высших психических функций (внимания, мышления, памяти), сформированность фонематического восприятия, развитие зрительно-моторной координации.    Основные понятия при обучении грамоте носят достаточно абстрактный характер, что затрудняет понимание предмета. В этом случае на помощь воспитателю приходят игровые технологии. Их применение помогает более органично и эффективно проводить занятия, легко организовывать учебную деятельность и делать её естественной для воспитанников.

Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Через нее дети легче усваивают новый материал, осознают причинно-следственные связи, учатся решать поставленные задачи. Ребенок и игра неотделимы: если понаблюдать за дошкольниками, то можно заметить, что любое занятие, добавив фантазии, они превращают в игру, создав себе дополнительную мотивацию для достижения определенной цели.

       Главное условие игровых педагогических технологий – целенаправленность, важные критерии:

  1. образовательная цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи, подкрепляется соревновательным моментом;
  2. учебная деятельность придерживается правил игры;
  3. в качестве доминирующего средства выступает наглядность;
  4. присутствует тесная взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  5. достижение дидактической цели соотносится с итогом игры;
  6. имитационно-ролевая игра напрямую связывается с практической педагогической ситуацией;
  7. требуется создание подходящего психо-эмоционального настроя участников, который соответствует содержанию игры;
  8. предусматривается возможность применения творческих элементов в игре;
  9. воспитатель берет на себя роль не только руководителя, но и корректора, и консультанта в процессе игры.

Опираясь на направленность педагогического процесса, можно выделить несколько основных видов игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехническиеи др.

     На занятиях по обучению грамоте игровые технологии используются в качестве независимой технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета или как составной элемент другой технологии. То есть, либо занимают все занятие целиком, либо являются фрагментом, применяясь на одном из этапов (введении, закреплении, обобщении и т.д.).

Можно выделить несколько видов занятий с применением игровых технологий:

Применение игровых технологий на занятиях по обучению грамоте дает ряд преимуществ:

  1. позволяет построить занятие в соответствии с индивидуальными особенностями детей в расчете на зоны актуального и ближайшего развития;
  2. помогает создать «ситуацию успеха» для слабоуспевающего воспитанника;
  3. стимулирует развитие познавательного интереса и высших психических функций;
  4. согласуется с основном педагогическим принципом: от простого к сложному;
  5. дает возможность дифференцировать задания в соответствии с знаниями и умениями каждого ребенка;
  6. в игру легко включаются даже обычно пассивные дети.
Яндекс.Метрика