Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (фортепиано)
Вайниловская М.С.

Что-то в музыке…
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное –
Человечность и доброта.
В. Боков

Искусство звуков

На протяжении всей истории человечества музыка сопровождала людей своим звучанием. Слово «музыка» происходит от греческого «искусство муз» - вид искусства. В Большой российской энциклопедии музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени». Г.Г. Эгербрехт, говоря о музыке «в западном понимании этого слова», определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию».
Повествований о созидательной силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы. Орфей, играя на золотой лире, мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы.
В древнегреческой мифологии музыке преписывается волшебное действие, способное укрощать все грозные силы земли и морей.
Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.
Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда-то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.
Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно вечности самого искусства. И когда мы слушаем мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они появились в этом мире.
Какой ответ даёт нам музыка?
Слушая великие произведения, в какие бы глубины печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету.
«И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость».
Р. Роллан
Настоящая музыка окрыляет. Человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в какое-то другое, не своё положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу».

Яндекс.Метрика