Использование музыки в математическом развитии детей

Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (заниматика)
Гладких Т.В. 

 

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки, проникновением ее в различные области знаний, сферы деятельности людей, а также с возрастающими требованиями к математическому образованию подрастающего поколения. Не требует доказательства, что изучение математики оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует математический стиль мышления с его четкостью, краткостью, точностью и логичностью, умением пользоваться символикой.

Хотите, чтобы ребенок делал успехи в математике ― отдайте его в музыкальную школу. Недавние исследования показали, что игра на музыкальных инструментах развивает  математическое мышление у детей.

Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.

Между тем именно исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли.

Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". И Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики".

Как музыка влияет на развитие математических представлений у дошкольников?

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, для нормального, гармоничного развития. 
Что значит «гармоничное развитие?». Это связано как с физиологией, так и с работой мозга .Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается фантастичным. 
Математика связана с логическим мышлением, с работой левого полушария, в то время когда правое полушарие почти бездействует. Клетки левого полушария перегружаются (отсюда усталость, вялость, нежелание работать, торможение), а правого из-за недостатка пищи атрофируются. Возникает дискомфорт: мозг «перекашивается» в напряжении и даёт сбой и на телесном уровне. Чтобы избежать дисгармонии надо учитывать закон механики: чтобы достичь равновесия, необходимо загрузить не одну чашу весов, а две. 
По этому поводу венгерский композитор и педагог Т. Шараи отвечает: «Перегрузка детей стала мировой проблемой в педагогике. По нашему опыту включение музыкальных уроков не увеличивает, а психологически уменьшает чувство перегруженности. Музыкальные занятия выполняют функцию разрядки». 
Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками.

Чтение нот голосом (сольфеджио) - это мышление, непосредственно связанное с действием – пением или игрой; его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требуют большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание - основные элементы в развитии мышления. 
Занятия музыкой не самоцель. А средство для формирования таких качеств, как воля, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие. Устраняет рассеянность, неуверенность в себе. Развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости и других компонентов, входящих в структуру музыкальных способностей важны для многих видов деятельности человека. 
Многие авторитетные фирмы и компании предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. 
Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. 
Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», то есть координацию движения рук и пальцев. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками отлично развивает мелкую моторику и заодно развивает мышление, память, способности к письму и чтению. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая». Г.В. Лейбниц. 

Яндекс.Метрика