Роль занятий фольклором в системе современного дополнительного образования детей
Педагог вокально-хорового отделения МЭЦ
Гаврилова Ирина Геннадьевна
Русский фольклор, как целостное явление, не только не утрачивает в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимает все более значимое место в системе обучения и воспитания детей. Занятия фольклором прививают детям любовь и уважение к традициям своего народа, пробуждают интерес к национальной истории и культуре своего региона.
Народное творчество адресовано детям с самого раннего возраста, с незапамятных времен бытуют колыбельные песни, пестушки, потешки, частушки, поговорки, песни-игры. Педагоги-теоретики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
С помощью фольклора легко разрешаются не только образовательные, но и воспитательные педагогические задачи:
- - формирование и развитие вокальных навыков (среди народных песен есть прекрасные образцы как элементарных попевок на двух-трех нотах, так и сложнейших многоголосных песен с подголосками, исполняемых a cappella);
- - развитие музыкальной грамотности, накопление разнопланового песенного репертуара концертного уровня;
- - овладение игрой на простейших шумовых народных музыкальных инструментах;
- - развитие артистизма и эмоциональной выразительности через ознакомление с многообразием жанров народных песен;
- - снятие эмоциональных зажимов и раскрепощение, наработка сценического опыта, развитие творческой индивидуальности;
- - ознакомление с народными обычаями и приметами, участие в постановках народных праздников и обрядов, расширение кругозора;
- - получение опыта коллективного сотрудничества как с ровесниками, так и с ребятами разных возрастных групп;
- - эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения;
- - воспитание бережного и уважительного отношения к музыкальному и историческому наследию своего народа, толерантного отношения к культуре других народов.
Для бытования аутентичной народной песни характерна импровизационная вариативность. Привить детям навык импровизации достаточно непросто, помощниками здесь служат «живой» метод обучения «из уст в уста» и образное мышление. Образы не принуждают, как авторитарно преподнесенные ценности и поучения, они пробуждают в ребенке волевые качества, духовность, самость. Именно импровизация делает народное искусство подлинно народным, развивает неординарное мышление и творческие способности юных певцов, избавляет от шаблонности и механизма в исполнительстве.
Особая роль принадлежит фольклору в формировании правильной картины мира (дом, чужбина, земля-кормилица, быль-небыль и т.д.), четком распределении ролей (дети и родители, мужчины и женщины, старики и молодежь, воин, землепашец, свой-чужой и т.д.). Народной мудростью воспеты честь и доблесть наших славных предков – защитников родной земли, уважение к старшему поколению и соблюдение законов совести. В шуточных песнях высмеиваются лень и безнравственность, ложь и плутовство. Лирические песни повествуют о богатых просторах родной земли, о красоте и преданности кубанских казачек, о силе настоящей любви. Исторические песни хранят в народной памяти былины о подвигах рядовых казаков и славных атаманов, воспевают отвагу и доблесть настоящих героев. Фольклор увлекает яркими поэтическими образами, вызывает положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, что плохо, красиво и некрасиво.
Нельзя переоценить значение фольклора и на уровне отдельной семьи и домашнего воспитания. Каждое полугодие воспитанники ансамблей кубанской народной песни нашего центра демонстрируют свое мастерство на сцене Концертного зала МЭЦ, с удовольствием дарят свое творчество родителям и гостям центра. Отчетные концерты народных коллективов традиционно проводятся в форме праздников и народных гуляний, с особым интересом ребята участвуют в постановках кубанских обрядов. После концертов юные артисты с восторгом рассказывают о том, что многие произведения из нашего репертуара с детства знакомы их бабушкам и дедушкам. В каждой семье теперь есть свои любимые песни, ребята с удовольствием интересуются прошлым и детством своих предков, происходит единение разных поколений на новом уровне.