Головина Т.Л.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (сценическая речь)
Как помочь ребенку в выполнении
домашнего задания по сценической речи.
(краткие рекомендации заботливым родителям)
- Техника речи.
Из чего состоит предмет «сценическая речь»? Речь. Говорение. Речь со сцены. Другими словами – речь перед публикой. Кто говорит перед публикой? Актеры. Политики. Юристы. Продавцы. И люди множества других профессий.
Каким критериям должна соответствовать речь перед публикой? Она должна быть:
а) понятной;
б) слышной;
в) выразительной.
а) – понятной нашу речь делает правильное артикулирование, верное проговаривание звуков, гласных и согласных; звукосочетаний. Изучает это раздел «Дикция»
б) – тому, чтобы речь имела посыл, голос звучал, приобрел опору, развитию голосового диапазона посвящен раздел «Голосоведение»
в) – что, собственно, выражает речь? Мысли, чувства автора. Умением передать их, «вдохнуть жизнь» в написанные слова и буквы занимается раздел «Художественное чтение»
В каждом разделе есть свои подразделы, своя структура, свои технологии.
- 1 Дикция.
- На занятия мы разминаем артикуляционный аппарат – язык, губы, нижнюю челюсть. Хорошо бы, чтобы у учащихся вошло в привычку регулярно делать артикуляционную разминку дома. Родители могут делать такую зарядку вместе с детьми.
- Для отрабатывания навыков техники речи существуют скороговорки. Разберем основные принципы их проговаривания. Существует ошибочное мнение, что скороговорки обязательно нужно говорить быстро. Нет и нет! Скороговорки на начальном этапе обучения нужно НЕПРЕМЕННО произносить медленно, чтобы обеспечить качественное произношение КАЖДОГО звука. Затем, когда уложился текст скороговорки, добиваемся слитного произношения, соблюдая при этом слитность прочтения ВСЕГО текста.
Например: ПоварПетрПоварПавелПетрпекаПавелпарилПавелПарилПетрпекПоварПавелПоварПетр
ШлаСашапошоссеисосаласушку Тридцатьтрикораблялавировалилавировалиданевылавировали
Постепенно наращивается темп. Темп убыстряется за счет более активной актерской задачи.
Например: - произнести как диктор новостей – произнести с удивлением – произнести, возмутясь и т.д.
1.2. Голосоведение.
Голосоведение предполагает, в первую очередь, правильное дыхание. На занятиях отрабатываются навыки речевого дыхания. Ученики выполняют упражнения, способствующие верному звукоизвлечению. Вы также можете выполнять эти тренинги дома. Но при условии правильного понимания критериев. В выполнении этих упражнения нужно быть очень осторожным. Проконсультируйтесь с педагогом, какого результата необходимо добиться в каждом упражнении.
- 3. На уроках сценической речи проводятся упражнения-игры на Развитие ассоциативного и образного мышления. Поиграйте с ребенком в «Цепочку ассоциаций», «От общего к частному», «Есть контакт!», «Вопросом на вопрос» и др. Играть можно как дома, так и в дороге.
- Художественное чтение. Работа с текстом.
2.1. Во-первых, нужно убедиться, что ребенок понимает правильно смысл всех слов. Вы удивитесь, узнав, какие могут быть интерпретации слов, понятий и идиом, привычных взрослому человеку.
2.2. Заучивание наизусть. На занятиях при разборе стихотворения мы стараемся проследить мысль автора, выраженную порядком слов, ритмом, делением на строфы. Если стихотворение лирическое – наблюдаем, какая картина встает за строчками слов. Хорошо предложить ребенку зарисовать ее. Пусть без особого живописного мастерства, просто перенести в образы, разбудить образное мышление. Чтобы потом ребенок-чтец мог передать картинку, которую уже он создал в своем воображении, слушателям.
Помогите при заучивании «вести» мысль автора, задавая вопросы «И что?», «Что дальше?», «Почему?» - ребенок будет отвечать текстом произведения. Нужно вести рассказ вперед. Побуждайте ребенка рассказывать историю.
2.3. Чтение уверенно заученного наизусть текста. Вы можете проследить, чтобы не было «пустых» интонаций, механического интонирования. Любая интонация – производная от мысли, эмоции. Ребенок должен рассказывать не с целью получить хорошую оценку, а – поделиться мыслями, чувствами, образами автора, которые он воспринял и напитал своим отношением. Пусть форма вытекает из содержания. Желание поделиться должно быть больше желания понравиться.
Ваше участие в работе над сценической речью может быть очень важным. Так мы добьемся «живого» слова. Отнеситесь к занятию Художественным словом как к возможности удивиться, открыть новое, проявить свою уникальность, открыть в себе творческое мировосприятие. Наша общая задача – помочь ребенку с помощью занятий театром, актерством, в частности, сценической речью выразить свою индивидуальность, стать духовно-ориентированной личностью. Будьте радостны и разделите с ребенком радость Театра, радость Игры.