Работа над двухголосием в младшем хоре.

Обучение хоровому пению на уроках музыки в школе – важный этап в формировании не только музыкально-певческой грамотности учащихся, но и в процессе эстетического, идейно-нравственного воспитания.

От умения учителя не только обучить правильному исполнению, но и раскрыть жизненное, эмоциональное содержание музыкального образа, зависит восприятие учениками всего хорового искусства в целом. Очень важно, чтобы ребята понимали связь исполняемого произведения с замыслом автора,  с эпохой, с конкретными событиями.

      Работа над музыкальным произведением в младшем хоре включает в себя несколько этапов работы.

      Первый этап – изучение произведения самим учителем, глубокое проникновение в замысел автора, определение средств музыкальной выразительности.

      Второй этап – выявление исполнительских и технических трудностей, определение путей их преодоления, составление плана работы с учениками.

      Третий этап включает в себя непосредственное разучивание песни учениками. Данный процесс зависит от особенностей хорового произведения, но можно выделить определённые стадии работы с учениками:

1)    рассказ об авторе, о времени создания песни;

2)    восприятие (прослушивание) песни учениками;

3)    непосредственная работа с детьми по разучиванию произведения;

4)    совершенствование исполнительской техники для наиболее полного раскрытия музыкального образа.

Для каждой из этих стадий работы в хоровой практике применяются определённые методические приёмы.

      На первой стадии учитель рассказывает о биографии композитора, об истории создания песни. Очень целесообразно дать учащимся задание самостоятельно собрать сведения об авторе, о времени, о конкретных событиях, которым посвящено произведение. Это развивает сознательный интерес к произведению, обостряет слуховое восприятие песни.

      Вторая стадия работы – непосредственное восприятие (прослушивание) музыкального произведения. Для этой цели учитель может использовать следующие приёмы:

1)    прослушивание произведения в исполнении мастеров сцены (с использованием аудио и видеозаписей);

2)    исполнение песни самим учителем;

3)    исполнение песни детьми, которых учитель подготовил заранее.

Первое восприятие песни детьми – чрезвычайно важный момент в процессе работы над хоровым произведением. Задача учителя - правильно провести этот урок, чтобы у ребят появилась положительная мотивация для изучения данного конкретного хорового произведения.

На третьей стадии работы над песней необходимо проанализировать средства художественной и музыкальной выразительности, которые автор использовал для создания музыкального образа. В процессе этой работы учитель должен постоянно обращаться к накопленным на уроках музыки знаниям и умениям учащихся, углублять, развивать и закреплять их.

На четвёртой стадии происходит совершенствование исполнительского мастерства, тщательная и кропотливая работа с хором для достижения максимальной выразительности звучания музыкального произведения. Очень важно напоминать детям, что хоровое искусство воздействует на слушателей одновременно и музыкой, и словом. Поэтому так важна работа не только над техникой исполнения музыкальных элементов, иногда достаточно сложных, но и над текстом, над речевой интонацией, над драматической выразительностью хорового произведения.

Осмысленная взаимосвязь музыки и слова поможет наиболее полно раскрыть и для исполнителей, и для слушателей музыкальный образ, его связь с жизнью, с историей, с проявлением человеческих чувств.

Образовательные стандарты второго поколения требуют от учителя более полного, более широкого подхода к процессу обучения, достижения единства и непрерывности в овладении знаниями учениками.

Попробуем решить некоторые сложные задачи работы над произведением на примере

Список литературы:

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.,1980
  2. Соколов В. Работа с хором М.,1967
  3. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979
Яндекс.Метрика