Лавриненко М.С.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ (сольфеджио)

 

Развитие навыков чтения с листа на занятиях сольфеджио.

 

       Чтение с листа является очень важной и обязательной формой работы на уроке и одним из способов развития музыкального слуха учащихся. Навык чтения с листа должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио и предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию. Естественно, что такая способность может появиться только на основе музыкально-слухового опыта. Этот опыт легче накапливается и прочнее закрепляется, если приобретается в исполнительской практике. На уроке сольфеджио ею служит, главным образом, хоровое и сольное пение.

Для того, чтобы читать с листа необходимо хорошо знать ноты в пределах и за пределами первой октавы, ощущать разницу длительностей, а также иметь следующие навыки: умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональности; умение видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития; умение владеть своим голосом и петь без поддержки инструмента. Все эти навыки вырабатываются как в самом процессе чтения с листа, так и в других формах работы в классе сольфеджио: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.

Нотные примеры для чтения с листа следует давать по принципу «от простого к сложному». Для начала выбирать примеры в медленных и умеренных темпах, с несложными мелодическими и ритмическими рисунками. Не следует торопить ученика с началом пения, нужно дать ему возможность продумать, представить мелодию исполняемого примера. При чтении нот с листа нужно стараться охватить взглядом как можно больше нотного текста, а также все обозначения и указания. Необходимо научить детей во время чтения с листа постоянно забегать глазами вперед.

Работая над чтением с листа, необходимо следить за чистотой интонации детей и развивать у них необходимые вокальные навыки. Первый вокальный навык, который нужно усвоить - это медленное, распевное, связное пение. При исполнении быстрых песен ученикам труднее вести мелодию, следовательно, труднее чисто интонировать. Названный навык вырабатывается на песнях медленных, кантиленных, например, колыбельных. Их характер и образное содержание помогают детям петь аккуратным, «прикрытым» звуком.

Для того, чтобы чисто петь ноты, обучающийся должен представлять себе, как звучит написанный ряд звуков. Умение слушать и оценивать слышимое должно занимать большое место наряду с пением. Все новые интонации сначала должны быть услышаны, путём многократного повторения усвоены и, наконец, исполнены учеником самостоятельно. При этом важно научить обучащихся слышать и контролировать свое пение.

Прежде чем приступать к такой форме работы как чтение с листа, необходимо выполнить с детьми подготовительные упражнения: определить тональность, спеть гамму, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешения и опевания, пение вводных звуков, возвращение к тонике от любой ступени лада поступенно, возвращение к III, к V ступеням, нахождение голосом любой ступени лада. Для более точного и свободного интонирования обучающийся должен ощущать линию развития мелодии, её графический рисунок.

После подготовительной работы в тональности необходимо прочитать ноты, прохлопать ритм, затем прочитать ноты в ритме с тактированием или с дирижированием, определить количество фраз, и движение мелодии в каждой фразе, выяснить, есть ли повторы в мелодии. При необходимости самые сложные мелодические обороты пропеть отдельно. При разборе нот включать в работу всю группу, периодически меняя читающего или поющего на каждой фразе или такте. Получается разбор цепочкой.  

Нужно стремиться к тому, чтобы обучающиеся не подыгрывали себе во время пения. Вся работа над развитием навыка чтения с листа должна проводиться без подыгрывания на инструменте.

Оптимальный результат в развитии навыка чтения с листа можно достичь только при систематическом и творческом подходе к процессу обучения. Педагогу надо стремиться по возможности разнообразить репертуар для чтения с листа. Следует шире использовать сборники разных авторов, содержащих примеры из музыкальной литературы разных стилей. Большое значение имеет эстетическая сторона примера – его выразительность, яркость и художественная ценность. Такие мелодии легко запоминаются и исполняются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и, наконец, – доступность примера для того или иного возраста обучающихся.

Мастерство в чтении с листа результат не только природных способностей, оно достигается с помощью определенных и систематических занятий. А развивать этот навык следует с самого начала занятий.

Чтение с листа имеет большое развивающее значение и способствует общему профессиональному росту учащегося, так как для него открывается возможность самостоятельно знакомиться с новым репертуаром, расширять свой музыкальный кругозор.

Яндекс.Метрика