Коробкин И.В.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (гитара)
Интонирование музыкальной ткани
Интонирование (от латинского intonate - произносить) - специфическое средство художественного общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звуковой (человеческий голос и голос музыкальных инструментов) и зрительной (жест, мимика, пантомимика) форме.
Интонирование состоит из 2-х основных разделов:
Звуковысотное интонирование
Гитара является инструментом с фиксированной высотой звуков. Взятие каждой ноты на инструменте необходимо наполнить определенным напряжением энергии. Для этого сначала нужно пропеть звуковой оборот, пристально обращая внимание на то, как меняется степень напряжения в голосовых связках при пении разных звуков.
Затем петь и играть на гитаре, передавая из голосовых связок ощущение разного напряжения в разные звуки. Необходим внимательный контроль над деталями в работе над качеством и культурой звука. Главный контроль осуществляется с помощью слуха. Слух является органом чувств, который доводит до мозга звуковые явления, происходящие в окружающей организм среде.
Передача эмоционально насыщенной мысли
Одно из важных задач является умение мыслить музыкальными звуками не по отдельности, а заключать их в единую музыкально насыщенную мысль.
Гитаристу нужно подключать связки к работе во время игры на инструменте. Представляя ощущения напряжения каждого звука через голосовые связки, его осознанно можно заполнять большей микродинамикой и ощущением данного напряжения.
Именно поэтому необходимо играть осознанно, пропуская через себя каждую ноту. В музыке есть эмоционально образный смысл, значит это речь, особенная, специфическая, но действующая по тем, же законам, что и повседневная человеческая разговорная речь. Любые вибрации — это энергия, а наложение звуковых вибраций на вибрации мысленного образа в случае совпадения резонансных колебаний способствуют их усилению и сгущению. При восприятии звука, человек проявляет эмоции.
Звук обязательно должен выражать намерения и состояния исполнителя, он не может быть плохим или хорошим, он должен быть разным. Звук безропотно вбирает в себя все малейшие движения души, ума и тела исполнителя, - чем меньше таковых - тем без жизненнее звук, чем богаче - тем глубже. Глаза - зеркало души, а звук - это олицетворение души.