Рябова Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ (хор)

 Работа над дыханием: современный подход

Предмету «Хоровой класс»  уделяется большое внимание как в предпрофессиональных, так и в общеразвивающих программах. И это заслуженно. Хоровой класс развивает слух, музыкальность детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Да и воспитательная составляющая велика. Уже сам репертуар хоровых коллективов формирует и воспитывает  такие качества как патриотизм, любовь к Родине, уважение к традициям разных народов. Хор – это коллектив, и успех зависит от каждого хориста. В последнее время получило  большое распространение конкурсно-фестивальное движение. Исполнительский уровень хоров растет, усложняется репертуар, и это все требует новых подходов в работе хорового коллектива, постоянного повышения мотивации к занятиям, цель которых – достижение академической манеры пения. Каждый педагог – хоровик знает, что искусство пения-это искусство дыхания. По работе над дыханием существует большое множество методик.  Тема «Певческое дыхание» волновала мастеров вокального искусства во все времена. Мое убеждение: методика должна быть

- здоровьесберегающей (учитывать физиологические и психологические особенности);

- инновационной (для повышения мотивации к занятиям);

- результативной (исполнительская и конкурсная деятельность хорового коллектива).

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.

В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания:

  1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.
  2. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.
  3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
  4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися пению сознательно. Учащийся должен, прежде всего, понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояние вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять. На первых парах надо научиться в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось  вдыхательное положение грудной клетки, оставался «резерв» дыхания. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий,

Вопрос по выработке певческого дыхания весьма противоречив, и относится к области личных ощущений и особенностям анатомического строения каждого певца. 

 Поскольку дыхательный процесс в организме человека – это процесс жизненно необходимый, следовательно, работа над  дыханием на уроке должна проходить с учётом сохранения здоровья маленького певца.

В связи с этим обратимся к многовековому опыту, где работа дыхания на прямую связана с активизацией внутренних резервов человека. Накоплены методы, направленные на развитие в человеке способностей к физическому и психическому совершенствованию. Вопросы, которые изучает современная наука,  неразрывно связаны с прошлым и потому идеи, «которые кажутся нам самыми новыми, зачастую оказываются самыми старыми…».  Для достижения, так называемой, полной внутренней свободы выработана особая система тренировок, усвоение которых делает тело подвластным воле и рассудку. Для нас это имеет большое значение для выработки профессионального певческого дыхания. Так как  « техника, проведённая через сознания, самая надёжная техника, легко поддаётся воспроизведению. Очень важно, что бы певец знал свой голос, знал, что он должен предпринять, что бы получить верное звучание. Хуже, когда интуитивно выработанная техника не осознаётся, не переходит на уровень сознания. В этом случае бессознательно возникшие координации также от случайных причин могут быть утеряны, искажены и голос потеряет свои лучшие качества». За многие века разработана  система упражнений для управления и контроля за дыханием. Согласно этой системе дыхание должно быть редким и глубоким. Упражнения проводятся стоя или сидя.

По мнению специалистов, постоянное поверхностное дыхание - очень вредная привычка для человеческого организма, т.к. происходит недостаточный обмен кислорода и углекислого газа. Нас  интересует освоение полного дыхания.

Занятие дыханием отдельно без голоса позволяет решить проблему соединения звука с дыханием более рационально. Полное дыхание может быть усвоено и осознано за 2-3 месяца. После этого следует перейти к работе с голосом. С этого момента голосовые связки начинают регулировать выдох дополнительно, вместе с диафрагмой. Теперь всё зависит от качества атаки звука. В момент атаки звука дыхание должно быть зафиксировано во вдохе. Такое равновесие между звуком и дыханием зависит от правильно выбранной динамики звука. Если его слишком мало, то дыхание сразу израсходуется, диафрагма выключится из процесса. Если много, вся тяжесть его сдерживания ложится на голосовые складки. В своей практике я использую следующие упражнения:

  1. Полное дыхание

Техника выполнения:

1) после выдоха вдох носом, при этом- живот вперёд, рёбра в стороны, ключицы приподнимаются, чуть сжимается гортань (тихий шипящий звук).  Вдыхать как можно дольше.

2) задержка дыхания, при этом -  мышцы живота не слишком напряжены (происходит накопление углекислоты).

3) выдох, при этом - слегка сжатые зубы - «ф»

4) задержка дыхания  на пять секунд, живот подтянут.

Данный цикл мы повторяем два раза..

2) «Кузнечный мех»

Это упражнение выполняется сидя.

Выполняется  полный выдох, затем - серия быстрых вдохов-выдохов через нос, далее полный выдох с задержкой на несколько секунд и полный вдох с задержкой на 10-15 сек.

Рекомендуется выполнять это упражнение сначала в  умеренном темпе,  постепенно углубляя вдох, делая его мощнее и энергичнее.

3) «Очистительное дыхание»

Позволит ощутить энергичную работу всей выдыхательной мускулатуры.

Упражнение выполняется стоя. Вдох выполняется по правилам полного дыхания  без задержки в момент полного набора воздуха.  Затем - резкий выдох через плотно сжатые губы, необходимо сделать несколько толчков. При этом напрягаются мышцы живота и межрёберные мышцы.

4) «На ходу»

Особенность этого упражнения в том, что  выдох должен быть в два раза дольше вдоха. Дыхание набирается в такт шагам, выполняется без напряжения.

5) Дыхание на развитие голоса (развивает и усиливает дыхательную мускулатуру, расширяет объём грудной клетки, активизирует голосовую функцию).

Техника выполнения: после глубокого выдоха происходит  медленный глубокий вдох носом как при полном дыхании, затем - длительная задержка дыхания, насколько это возможно. В конце - резкий форсированный выдох через широко открытый рот со звуком «ХА» или «ХО».

Данные упражнения можно использовать как на уроке, так и самостоятельно дома, они направлены на овладение так называемой «опоры дыхания». Немаловажным достижением метода полного дыхания является его относительная простота и общедоступность и вполне пригодно для формирования певческого дыхания. Полное дыхание является одним из самых совершенных типов дыхания. Овладение им поможет учащимся создать совершенный вокальный инструмент, позволяющий легко справляться с труднейшими исполнительскими задачами.

     Используя на своих занятиях дыхательные упражнения, я заметила значительные изменения в звучании нашего коллектива:

- дыхание стало организованным, подчинённым логике фразировки, контролю самих исполнителей;

- цепное дыхание стало лёгким, незаметным;

- появилась  ровность звучания, исчезло форсирование звука;

Сами юные певцы занимаются этими упражнениями с удовольствием и даже самые сложные вокально-хоровые задачи решаются успешно, что способствует плодотворной работе коллектива.

Яндекс.Метрика