Прыгина О.С.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (народный хор)

 

Роль народной культуры в становлении человека, благоприятное воздействие народного песенного творчества на воспитание детей

 

Народная песня - ϶ᴛᴏ сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песня существует с давних времён. Народные песни оказались необычайно устойчивой формой художественного творчества. Они существуют уже несколько веков.
Пение – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Пение влияет на организм физиологически и психологически. Русские народные песни развивают не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.
«Кто много поет, тот долго живет…»
Русская народная поговорка
В процессе приобщения детей к этнокультурным традициям методом наблюдения было замечено улучшение эмоционального и физического состояния детей. Известно, что «впевание» в звук, в целом процесс пения благотворно влияет на физиологическое состояние, на дыхательный аппарат. Игры, вождение хороводов, действенность обрядовых фрагментов способствуют физическому развитию ребенка и имеют значительный здоровьесберегающий эффект, особенно в ситуации многочасового сидения современных детей, ведущего к гиподинамии, совершенно не свойственной детской физиологии.
Обратим внимание на гортань, у которой есть одна необычная особенность. Когда мы слушаем речь или пение, мышцы ее тоже двигаются. Мы, сами того не замечая, как бы автоматически повторяем за говорящим или поющим то, что слышим. Поэтому необходимо знать, что плохие голоса наносят вред не только организму говорящего или поющего, но и организму слушателя, поскольку неправильная мышечная координация из звукообразующего комплекса проецируется на мышцы слушателя. Ранние люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. В Древности именно через фольклор формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Педагогическая направленность мира, в котором живет и формируется ребенок (народные песни, игры, сказки…) — очевидна. Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиции, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности.
В нашу современность не в каждой семье этнокультурные традиции живы, часто и родители мало знают о культуре своих предков, поэтому возрастает роль системы образования. Однако вне союза семьи и образовательного учреждения передача традиций в современных условиях затруднена. Необходимо тесное взаимодействие, взаимопомощь семьи и школы.
Занятия по этнокультуре должны включать в себя и взаимодействие с семьей:
– написание родословной (генеалогического древа),
– совместное творчество вариантов фольклорных произведений
(сказок, колыбельных, загадок, закличек, потешек, частушек. былин),
– создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры,
– участие в народных праздниках,
– совместный труд,
– приготовление блюд традиционной кухни.
Спокойное жизнерадостное общение детей с родителями в процессе совместного творчества, свойственное традиционной культуре, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребенка.
В древности собираясь вместе, пели хором. И поэтому тот, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияло на весь организм. Кроме песен, которые требовали сильных голосовых возможностей от исполнителя, есть и такой жанр, в котором важно чувство, неторопливая негромкая напевность. Это колыбельные песни, сказки с напевами. Они важны для воспитания не только музыкальных и творческих навыков, но и развития памяти, становления уравновешенной психики, искусства с лечебно-профилактической целью.
Песенный фольклор следует выделить в особую категорию дисциплин, которая обладает наиболее сильным воздействием, как в образном, так и воспитательном плане. Постижение содержания народных песен, игр, проникновение в их характерный склад, способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет им стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.

 

Яндекс.Метрика