Скоркина М.В.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (вокал)

 Охрана голоса вокалиста

Голос – очень хрупкий инструмент, которому постоянно следует уделять внимание и который необходимо беречь. Существует даже понятие «охрана голоса».

Голосовой аппарат находится в зависимости от погодных условий, атмосферного давления, от малейших изменений в организме, от нашего самочувствия, от эмоционального состояния.
Пение – это нагрузки на голосовой аппарат. Из-за существенных нагрузок у гортани вокалистов температура более высокая, чем у не поющих людей. Поэтому вокалистам необходимо не переохлаждаться и избегать простудных заболеваний. А для этого нужно заниматься своим здоровьем, то есть выполнять рекомендации, которые даются любому современному человеку – закалка, свежий воздух, подвижный образ жизни, занятия спортом, или хотя бы зарядка, бег или быстрая ходьба, прохладный душ. Все эти процедуры помогут противостоять заболеваниям, укрепить здоровье и будут на пользу голосовому аппарату.
Элементарным правилам должен следовать любой человек, а не только вокалист: не подвергать голосовой аппарат резкой смене температуры – не пить в жару холодные напитки, после горячего чая не выходить на мороз, не кричать, не разговаривать на холоде.
Классы для занятий вокалом необходимо постоянно проветривать, проводить влажную уборку, чтобы воздух был чистым и увлажненным. Однако мыть полы перед началом занятий тоже не следует из-за испарения влаги. Помните о том, что у вокалиста глубокий, объемный вдох, в основном, вдох смешанный – и носом, и ртом. Если воздух пыльный – сколько вреда он принесет легким и голосовому аппарату. При речевом дыхании мы вдыхаем носом, и пыль оседает на влажных внутренних стенках носа. Вдох вокалиста равен приблизительно пяти литрам воздуха. Представляете, если вокалист в быстром темпе берет вдох ртом – сколько пыли может попасть в организм поющего человека. Влажный же воздух нужен певцу, чтобы не пересыхала слизистая оболочка верхних дыхательных путей.
Следует также помнить и о правильной певческой постановке – корпус поющего человека должен быть свободный, выпрямленный, без напряжения. Это способствует образованию правильного певческого дыхания с коротким вдохом и долгим выдохом.
Негативное влияние оказывает на голосовой аппарат употребление алкоголя и курение, даже пассивное курение, то есть нахождение рядом с курящими людьми.
Вокалисту нельзя перед выступлением есть шоколад, орехи, печенье, виноград. Частички этих продуктов раздражают слизистую оболочку, оседая на ней.
Нельзя петь на голодный желудок, так как для пения нужна энергия и опора дыхания. Но есть можно за час-полтора до пения. Следует помнить, что для переваривания пищи также необходима энергия, и эта энергия будет расходоваться не на занятия вокалом. При этом происходит замедление движений и координации. Слизь и слюноотделение, вырабатываемые железами во время и после принятия пищи, будут мешать колебанию голосовых связок.
Нежные голосовые связки может повредить кашель. Если мы чувствуем, что что-то мешает в горле, хочется откашляться, что мы и делаем часто, производя звуки вроде КХ, КХЕ, КХИ, то лучше сделать глоток воды, или, в крайнем случае, слегка покусать кончик языка, чтобы выделилась слюна, и не было ощущения сухости в гортани.
С возрастом в человеческом организме происходят изменения, влияющие на голос не лучшим образом. Происходит уплотнение тканей, к которым относятся и голосовые связки. Об этом нужно знать и понимать, что связки не могут уже колебаться с большой скоростью, они не такие гибкие и эластичные.
Воспитанники Межшкольного эстетического центра знают, что перед пением нужно обязательно распеться – разогреть голосовой аппарат и привести его в рабочее состояние.
Репертуар вокалиста должен соответствовать техническим возможностям поющего и быть в удобной тональности, чтобы не вызывать больших нагрузок на голосовой аппарат. Диапазон нужно расширять постепенно, применяя для этого распевки и упражнения.
Вредно петь форсированным, напряженным голосом. Громко – не значит хорошо. Для определения профессиональности владения голосом есть много других критериев. Более важно уметь сопоставлять динамические оттенки, пользоваться контрастной динамикой.
Помните, уважаемые преподаватели, лекторы, учащиеся-вокалисты о необходимости охраны голоса и соблюдайте простые правила, описанные в статье. И Ваш голос будет ярким, эмоциональным, насыщенным и убедительным!

Яндекс.Метрика