Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (фортепиано)
Лебедевой Л.А.

Работа над штрихом «legato» на начальном этапе обучения на фортепиано

Может быть наиболее сложной проблемой фортепианной игры является исполнение мелодии, кантилены. Красивый, лёгкий, певучий и насколько возможно долго тянущийся звук и строгое legato, которое здесь требуется, противоречит цимбальному характеру фортепианной механики, который так трудно преодолеть. Различные пианисты и педагоги в целом сходятся во мнении, что предпосылкой певучего legato, является эластичность, гибкость руки, которая в момент нажатия на клавишу эластично «опирается» на точно фиксированные пальцы своей тяжестью и давлением (без всякого удара сверху), тонко регулируемым в соответствии с желаемой силой звука. Пальцы должны быть скорее вытянуты, чтобы суметь мясистой частью кончиков (подушечкой) погрузиться в клавишу. Палец, находясь на поверхности клавиши нажимает её бережно, без сильного толчка (который тотчас бы привёл нажимает её бережно, без сильного толчка (который тотчас бы привел к короткому и мало связанному звуку), но с быстротой, необходимой для подскакивания молотка к струне, - иначе инструмент не отзовётся. Движение должно напоминать постепенное погружение пальца в эластичный материал.
Артикуляция пальцев, работа над независимостью их движений начинается с момента изучения legato. При игре мелодии учащийся должен слышать звучание плавного legsto, возникающего в результате спокойного и естественно «переступающих» (но никак не вдавливающихся) пальцев.

Хорошая артикуляция предполагает не только достаточную активность движения пальцев, но и своевременный их подъем после звукоизвлечения, без задержки на клавиши дольше, чем того требует длительность звука.
«Вязкие», с запозданием поднимающиеся пальцы лишают исполнение ясности, ритмической четкости. Не менее важно, чтобы ученик не поднимал каждый следующий палец слишком рано и опускал его на клавишу без толчка руки, немного отводя мягкую кисть.

Заранее поднятый палец фиксирует кисть, мешает ощущению ее пластичности. Помехой игре legato может явиться вялая артикуляция 1-го пальца, когда свободный его подъем заменяется пассивным «продавливанием» клавиши.
Предпосылкой успешной работы над мелодией, кантиленой всегда должно быть ясное представление о красивом, мягком, полнозвучном legato.
Одним из наилучших средств для создания такого представления является пение. Невозможно перечислить всех тех авторов и педагогов от Баха до Бартока – которые призывали, чтобы пианисты пели мелодию, слушали выдающихся певцов и исполнителей на других инструментах. Конечно, невозможно на фортепиано полностью подражать пению, однако, как прекрасно сказал Нейгауз, «когда мы выставляет невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного».

Технические упражнения общепризнанны как хорошее средство для достижения и сохранения фортепианной техники на должном уровне. Но нередко случается, что они не приносят ожидаемой пользы. Причину неудачи следует искать в их переоценке, либо недооценке или, чаще всего, в их неправильном применении.

Чтобы упражнения привели к хорошим результатам, учащийся должен в приобретаемом навыке с самого начала усваивать правильные приемы, т.к. последующее исправление намного труднее и связано с потерей времени.

Поэтому преподаватель уже на 1-ой стадии учебы должен с особой тщательностью отнестись к объяснению и демонстрации правильных движений и приучать ребенка к внимательному и сосредоточенному контролю упражнений.

Уже с самого начала ученик должен освоиться с ощущением освобожденности руки и научиться ее в любой момент мгновенно освобождать. Хорошим средством достижения этого является раскачивание руки, свободно свисающей вдоль тела.
Преподаватель может лучше всего контролировать ученика, приподнимая его руку: он должен в своей руке ощутить ее тяжесть, а опустив – проследить, чтобы рука ученика совершенно свободно упала вдоль тела.

Непрерывное контролирование способа звукоизвлечения и привычка постоянно следить за освобожденностью руки должны стать нормальным явлением, при котором ученик не будет уставать и не будет подвержен опасности переиграть руку.
Первым упражнением на legato является слиговывание 2-х звуков, играемым 2-ым и 3-им пальцами. Осваиваем сначала в более понятном движении – переступании с ноги на ногу, а затем играем, сохраняя это же физическое ощущение. Работа над движением пальцев не может идти в отрыве от восприятия звучания. С первых шагов обучения ребенку следует понять, что музыкальный мотив может ассоциироваться с определенным словом и что подъем и сила пальцев зависят от того, как произносится данное слово. Поэтому работа будет наиболее плодотворной и целесообразной, если упражнения будут сопровождаться незатейливым текстом. А в процессе продвижения можно дать возможность ребенку самому сочинить текст и к упражнению.
Моет котик лапки, хвост-
Значит скоро будет гость.
Быстро санки мчаться вниз.
Эй, народ, проснись.
Давая это упражнение, учитель должен объяснить ребенку, что сначала нужно мягко погрузить в клавишу 2-ой палец, а затем, не поднимая руки, чуть замахнувшись (3-им пальцем) и поведя кисть в сторону движения мелодии, опускаем на следующую клавишу 3-ий палец.

Далее можно давать упражнения на соединение трех нот. Здесь необходимо обратить внимание на то, что кисть нужно отводить к 4-му пальцу, в этом упражнении уже участвуют 2, 3, 4 пальцы.
Можно давать упражнение на скачки с заполнением.

Для закрепления этого упражнения можно взять этюды Е. Гнесиной из «Фортепианной азбуки» того же автора.
Потом можно приступить к соединению 4-х звуков. Здесь уже будут участвовать и 1-й и 5-й пальцы. Ученик уже должен быть подготовлен к игре этими пальцами. Принцип игры такой же, как и при соединении 3-х звуков.
Попутно ученик усваивает и объединительные упражнения, при которых кисть слегка отводится к 5-му пальцу. Эти движения кисти необходимы для плавного исполнения legato, для выразительности, а также для ощущения «дыхания» руки, они активизируются, если в игре участвуют 4-й и 5-й пальцы.

Можно мне гулять
Дождь идет опять.
Милые друзья
Собрались у меня.

Чем шире расстояние между звуками мелодии, тем активнее объединительное движение кисти. Попутно достигается и необходимое растяжение пальцев.
Объединительное движение кисти у детей иногда нарушается при переходе к игре более длинных мелодических отрезков. В таких случаях можно объяснить ученику. Что мелодия состоит из ряда мотивов, объединенных лигой. Вначале допустимо членение каждого в отдельности.

Гурлит. Этюд

Исполнения синкопы в мелодии этюда связано с ощущением «дыхания» кисти: после активного звукоизвлечения 5-м пальцем кисть освобождается как бы для подъема руки. Постепенное прибавление темпа делает движения кисти менее заметными для глаз. При переходе начинающего к работе над подвижностью пальцев весьма полезны такие упражнения и этюды, в которых мотивы оканчиваются на сильной доле.
Подобная «устремленность» мотива психологически подготавливает ученика к подвижному темпу.
Исполняются такие мелодические отрезки на одном движении руки.
Упражнения legato для 5-ти пальцев.
«Упражнение должно быть легче той трудности, которую мы стараемся преодолеть. Если, наоборот, мы будем делать упражнение труднее той задачи, для решения которой оно предназначается, наше мастерство не будет совершенствоваться: мы затормозим его развитие. Все трудное дается нам только потому, что мы поднимаемся к нему по ступеням, от более простого к более сложному» С. Фейнберг. 

Яндекс.Метрика