Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (фортепиано)
Лебедева Л.А.

Памятка учащегося по выполнению творческих заданий.

1. Самостоятельно выучи пьесу.
2. Подбери стихотворение, соответствующее характеру музыки или сочини свое стихотворение. Напиши рассказ на заданную тему.
3. Сочини свою песню о дождике или сочини слова к мелодии в своем произведении.
4. Выполни рисунок, аппликацию, можно использовать любую технику для выполнения задания. При выполнении рисунка помни:
- продумай, о чем хочешь рассказать в своей музыке и рисунке;
- линия может отображать прием исполнителя пьесы (штрихи, текучая или прерывистая, энергичная или плавная и т.д.);
- цвет соответствует настроению – теплые или холодные тона, грустное или веселое настроение;
- композиция (расположение предметов) может соответствовать форме пьесы – начало действия, его развитие, завершение;
- использование живописной техники должно соответствовать характеру музыки – яркие цвета или расплывчатые, размытые краски, красочные аппликации или техника витража.
5. Запиши кратко свои впечатления от музыки и определи, что хотел выразить своей живописной работой. Поставь перед собой вопросы:
- какие изменения происходят в природе во время дождя?
- какие чувства испытываете Вы во время дождя?
- какие краски подходят для изображения дождя?
- как меняется природа после дождя?
- какие события происходят в вашей пьесе?
6. Красиво и аккуратно оформи все виды своих творческих работ.
7. Помни! Ты творец! Ты можешь и умеешь очень много!
8. Пусть фантазия и выдумка никогда не покидают тебя!

Вниманию учащихся были предложены пьесы, которыми далеко не исчерпывается разнообразие репертуара: А.Александров «Дождик накрапывает», А. Балтин «Дождь танцует», Б. Бакарак «Капли дождя», В. Витлин «Дождик, дождик» (песня), А. Гедике «Гроза», Е. Голубев «Дождь (интермеццо)», Г.Дмитриев «Дождь и радуга», В.Калиниченко «Танцующий дождик», И.Кореневская «Дождик», М.Легран Тема из кинофильма «Шербурские зонтики», С.Майкапар «Дождик», Т.Назарова «Летний дождик», Г.Свиридов «Дождик», Н.Сидельников «Теплый дождик», С.Слонимский «Под дождем мы поем», В.Шаинский «Песенка Крокодила Гены», Ф. Бургмюллер «Гроза».
Кратко определим методические задачи, на которые педагогу следует обратить внимание в работе. Для начинающих учеников интересна пьеса А. Александрова «Дождик накрапывает». Мелодия в ней распределена между двумя руками. Наиболее распространенная ошибка в пьесах подобного типа состоит в том, что учащиеся задерживают пальцы на клавишах при передаче мелодии из руки в руку. В этом случае важно добиться осмысленного исполнения , чтобы звуки не «проваливались», а звучали как единая мелодическая линия. Здесь пригодится прием подтекстовки мелодии, чтобы учащийся понял ее и сыграл выразительно. Вот какие слова мы придумали:

Серой кошкой туча мчится,
Пыль кружится по полю,
И деревья, словно птицы,
Крыльями захлопали.

Аналогичные задачи решаются в пьесах А.Балтина «Дождь танцует» и Т.Назаровой «Летний дождик». В пьесе Кореневской «Дождик» с помощью ритмического рисунка возникает довольно приятная мелодия, хотя в действительности мы не можем слышать мелодию дождя, но ритмичный и монотонный стук капель знаком всем с раннего детства. Дождик, несомненно, является летним, так как «музыка здесь добрая и ласковая, похожа на польку», по мнению учащейся. Современные ритмы являются основой для мелодической линии в пьесе В. Калиниченко «Танцующий дождик», в которой ученик знакомится с синкопированным ритмом.
Запоминающиеся образы разбушевавшейся стихии создает А.Гедике в любимом произведении младших школьников «Гроза». При ее исполнении они ощущают себя повелителями стихии. Здесь быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяется раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация – все эти средства музыкальной выразительности «работают» на воплощение художественного образа пьесы в целом.
Пьеса С.Прокофьева «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка» являет собой пример колористической звукописи композитора. В ней буквально в зримых образах предстает перед нами настоящая акварельная зарисовка. Пьеса имеет трехчастное строение, которое сочетает в себе контрастность образов и повторность, что облегчает восприятие музыки. Композитор сопоставляет две гармонические сферы – дождя и радуги. Первая представлена альтерированными созвучиями, передающими напряжение. Напевная, широкая мелодия ассоциируется с раскинувшейся по небу радугой. Ощущение простора создает использование регистров.
Не менее выразительна по средствам гармонического языка пьеса Г.Дмитриева «Дождь и радуга», в которой учащийся может ощутить красоту гармонических красок. Композитор использует остроту диссонирующих интервалов, гроздья созвучий, которые, подобно дождевым каплям, растекаются по стеклу. Выстраивание ассоциативного ряда помогает сделать эту работу яркой и интересной.
С удовольствием разучивают дети пьесу С.Слонимского «Под дождем мы поем». Само название уже настраивает на соответствующий лад и приглашает ученика к сотворчеству. Ему тоже захочется сочинить свою песенку и побегать босиком по лужам вместе с героями пьесы. Вои такие стихи сочинила ученица под впечатлением этой пьесы:

Дождик капает по лужам,
А я к клумбе наутек,
Посмотреть, как дождик мочит
Нераскрывшийся цветок.
Вижу, бабочка под листик
Залезает не спеша.
Листик – это ее крыша,
Защищает от дождя.
Как люблю я этот дождик!
В нем и радость есть, и грусть…
Поброжу еще немного –
И сушиться понесусь!
Импрессионистически - красочную картинку веселого летнего ливня воссоздает Г.Свиридов в пьесе «Дождик» из «Альбома пьес для детей». Увлекательный разговор об изменениях в природе во время озорного летнего дождя состоялся у нас при разучивании этой пьесы. Она воссоздает картинку теплого летнего дня, когда небо ясное и ничто не предвещает несчастья. Но неожиданно хлынул проливной ливень! Застучали капли, которые врасплох застали детей на улице. Струи похожи на потоки воды, но летний ливень проходит очень быстро. Меткими средствами композитор создает запоминающиеся картины-образы. Главной технической задачей здесь следует считать ровности исполнения 16-х нот, передающих журчание струй. В яркой кульминации пьесы появляются смелые акценты на сильных долях. Колористические тонкости, создаваемые с помощью педали, наглядно иллюстрируют роль гармонии в создании музыкального образа.
Живописная интерпретация музыкальных произведений – наиболее сложная из всех форм работы с музыкальным материалом. Предварительное знакомство с работами художников было призвано стимулировать воображение детей, чтобы они поняли, сколь разным может быть отражение этой темы в изобразительном искусстве, и пробудить их к творчеству, к созданию собственных рисунков на заданную тему. Рекомендованные для ознакомления произведения художников: Ю.Пименов «Ливень», Н.Крымов «После весеннего дождя», И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Ф.Васильев «После дождя», «Волжские лагуны», «Перед дождем», А.Куинджи «После дождя», А.Саврасов «Радуга», «После грозы», «Кремль…», К.Коро «Порыв ветра», И.Левитан «Плес. После дождя», Л.Бакст «Ливень», А. Герасимов «После дождя».
К своим музыкальным произведениям каждый учащийся нарисовал картинку. Анализ работ учащихся позволяет выявить общие способы воплощения художественного образа музыки. Первый способ – прием аллегории. Чтобы рассказать о дожде, учащийся его одухотворяет, олицетворяя в образе веселой тучки, которая стучится в окошко, или в виде пляшущих капелек дождя. Второй способ – сказочные сюжеты, в которых действуют животные и птицы. Например, разговор зайчика и сороки под проливным дождем заставляет вспомнить о ситуациях русских народных сказок. Забавный Львенок, житель теплых стран, довольно уютно чувствует себя под зонтиком во время дождя. Третий способ – изображение реальных сцен из повседневной жизни. Дети, радующиеся первым капелькам, лужи во дворе, радуга, раскинувшаяся по всему небу, люди, бегущие под зонтиками по улицам – все это узнаваемые предметы в рисунках учащихся.
Если определить стилевую направленность ученических работ, можно сделать вывод, что в своих работах дети прошли тот же путь, что и история мировой живописи – аллегории и сказочных образов к реалистическому изображению действительности. Дети продемонстрировали разнообразие приемов и техники исполнения – от карандаша до акварели, использовали аппликации для выполнения задания. Одна учащаяся сделала книжку-малютку про сестер- близнецов и их приключения во время дождя. Свой выбор сюжета она объяснила очень просто: по гороскопу ее знак - Близнецы, поэтому это ее любимая тема. Так, вслушиваясь и всматриваясь, дети открывают для себя общее и особенное в картинах природы и выражении состояний души человека. Их опыт обогащается посредством восприятия произведений искусства в неразрывной целостности, что вызывает у детей яркие ассоциативные представления, развивает их эмоциональную сферу.
Чтобы научить детей выражать свои мысли и чувства не только с помощью цвета и линий, но и привлекая выразительность слова, они выполняли творческие задания. Дети подбирали стихи русских поэтов и сочиняли свои, писали сочинения по пьесам или по ассоциациям, которые вызывает у них музыка. Интересно отметить, насколько по-разному дети воспринимают события, происходящие под дождем. Во многом это зависит от возрастных и психологических особенностей. Основным героем сочинений стал теплый летний дождь, который может стать другом, пронестись над городом, как вихрь, стать партнером по танцам.

Д.Кабалевский. Этюд ля минор.

Конечно, это просто этюд – упражнение для развития пальцев. Но в музыке я услышала, как постепенно надвигается гроза. С первых тактов возникает чувство тревоги, как будто завывает или налетает ветер. По городу пронесся ураган! Последние порывы – самые стремительные. Это самое трудное место в этюде, которое мне пришлось учить. Гроза не хочет отступать!

Летний дождь.

…Помню я отдыхала в оздоровительном лагере. КА-то начался проливной дождь, все попрятались в здание, а я босиком выбежала на улицу. До сих пор вспоминаю ощущение теплой воды, струящейся по моему телу. Я готова была танцевать под дождем! Лужи наполнялись водой, платье липло к ногам, а мне было хорошо. Воспитательница звала меня под навес, пугала простудой, а мои подруги с завистью смотрели на меня из окон. Наверное, вид у меня был очень счастливый, потому что несколько девчонок выбежали ко мне! … С тех пор я полюбила дождь и всегда встречаю его с радостью!
Мои ассоциации. В. Калинников «Грустная песенка».
Мне кажется, что живописное произведение будет написано в нежных голубовато-зеленоватых тонах, причем не масляными красками, а прозрачными акварельными. Они больше подходят для протяжной и певучей мелодии. Когда в музыке появляется мажор, краски должны сгущаться, становиться более насыщенными. Может, это радуга раскинулась по небу? Или проглянуло на миг солнышко? Но вновь небо затянуло тучами, и все окутано пеленой дождя.
Рассказы детей пронизаны непосредственностью восприятия жизни, ее светлых сторон. Во всех сочинениях присутствует главная мысль: дождь – это гармония и радость, хорошее настроение, продолжительные эмоции. Мало кто вспоминает об унылых, монотонных осенних дождях, что свидетельствует об оптимистическом мировосприятии, сформированном у детей, будем надеяться, под воздействием произведений искусства.
Чтение ученических работ приоткрывает внутренний мир детей, стремление осмыслить и понять жизнь. Наши совместные творческие поиски послужили стимулом к взаимному духовному обогащению и лучшему узнаванию разных граней личности каждого учащегося.
Итак, сочетание новых форм творческой деятельности с традиционными видами обучения лишний раз доказывает огромные воспитательные возможности искусства. Мы убедились, что все виды искусства решают сходные задачи, поэтому проблема их взаимодействия не является надуманной и отвлеченной, а имеет прямой выход в практику, дает богатую пищу для детского воображения – и в этом ее непреходящее значение. Учителю следует поддерживать и поощрять интерес учащихся ко всем видам художественного творчества, рассказывать о любимых книгах, картинах, восхищаться памятниками архитектуры. Использование разных видов искусства на уроках фортепиано позволяет сформировать у детей осмысленное и целостное восприятие искусства, художественно-образное мышление, развивает их творческие способности, помогает ребенку войти в чудесный мир искусства, которое содержит неисчерпаемый запас духовного богатства, созданного на протяжении всего периода существования человечества.

Яндекс.Метрика