Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ (фортепиано)
Лебедева Л.А.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся игре на фортепиано

Развитие общего кругозора учащихся в системе дополнительного образования и МЭЦ становится почвой, на которой формируется личность ребенка. Традиционной формой обучения является урок по фортепиано, но внеклассно-воспитательная работа может стать областью, в которой успешно внедряются новые формы и методы воспитания юных музыкантов, ориентированные на развитие их творческих способностей.

Обогащение художественно-образного мышления учащихся – важная задача обучения, ведь от того насколько мышление наполнится образным содержанием и ассоциативными связями, зависит успех развития ребёнка. Педагогу следует достичь того, чтобы виды искусства не существовали изолированно в сознании ученика, а образовывали единый комплекс мира, добра и красоты.

Существует несколько типов восприятия музыки. Один из них – тип сухого восприятия – присущ ряду музыкантов профессионалов, которые заняты ремесленной стороной музыки. При другом типе восприятия на слушателя воздействуют именно звуковые образы, но ассоциаций может и не возникать. При третьем типе восприятия воздействие звуковых образов сочетается с богатством ассоциативных связей. Для этого типа характерно стремление к конкретности, желание не только поддаться эмоциям музыки, но и понять ее содержание. Именно такого слушателя можно и должно воспитывать на уроках фортепиано и МХК в детской музыкальной школе, поэтому педагоги обращаются к помощи ассоциаций, чтобы «растормошить» мышление учащегося, сделать его более живым и пластичным, пробудить к творческой активности.

Действительно, ведь самим ученикам, которым музыка говорит еще не так много, пояснения и ассоциации необходимы: они помогают раскрыть смысл музыки и сделать его доступным для понимания. Нотная графика имеет для детей отвлеченный смысл, а «зашифрованные» в ней чувства композитора нужно растопить теплом воображения и фантазии. Проведение параллелей и аналогий с художественными полотнами помогут детям более полно раскрыть содержание, уведут от привычных штампов технологизма и сделают исполнение более ярким, эмоционально насыщенным.

Ассоциации выполняют вспомогательную роль, но главная их ценность заключается в том, что они вызывают отклик на музыку. Собственные ассоциации детей драгоценны: педагогу следует ухватиться за эту ниточку, развить и углубить художественный образ, возникший в представлении ученика, и опираться на него в работе. Образ, созданный учащимся, быстрее достигнет цели, чем может быть, более точный, но чуждый ученику, подсказанный педагогом.
Образные ассоциации имеют значение не только на ранних стадиях обучения, когда дети более открыты для общения, более искренне реагируют на музыку, но и в занятиях с подростками. Изменяется характер ассоциаций, потому что учащийся уже имеет эмоциональный личный опыт, большой багаж знаний. Педагог должен помнить, что не все сравнения из области изобразительного искусства могут быть знакомы ученику. В этом случае они могут послужить толчком для познавательной активности ученика, дать пищу его любознательности, а в конечном итоге послужат развитию его кругозора.

Затронутая проблема взаимодействия видов искусства на уроках фортепиано не утратит своей актуальности, потому что способствует формированию творческой личности, обладающей фантазией и воображением, способной решать сложные задачи в любой сфере деятельности. Теоретические положения будут подтверждены примерами из нашего опыта практической деятельности.

Важную роль в развитии образно-ассоциативного мышления играют программные произведения. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы, легко воспринимаемые и наиболее выразительно ими исполняемые. Среди произведений программного содержания нас заинтересовали пьесы, связанные с образами природы. С момента возникновения человечества его жизнь была тесно связана с миром природы. Все мы живем на одной планете и дышим одним воздухом. И нет ничего удивительного в том, что у человека возникла потребность запечатлеть этот богатый, открывающийся пред его взором, мир в красках или звуках. Поэтому в качестве предмета исследования мы обратились к образам природы, воплощения которой в искусстве многолики и имеют самые разнообразные проявления, как в живописи. Так и в музыке.

Особенно близка эмоциям человека стихия воды, с которой связаны яркие изображения в фортепианной и симфонической музыке. Применительно к практике работы в МЭЦ на фортепианном отделении распространенным примером изображения стихии воды являются пьесы, созданные под впечатлением музыки дождя, которая является любимой и благодатной темой в творчестве многих композиторов. Учащимся можно задать пьесы для самостоятельного разучивания. Здесь могут быть стихи и сказки. И яркие картинки, и пьесы собственного сочинения. Отзвуки дождя и грозы были найдены в этюдах, и даже полифонии И.С. Баха. В пьесах-картинках вдруг появились такие интересные образы, находки и замыслы, словно распахнулось окно в удивительный мир детской фантазии.

Чтобы настроить детей на творческий лад, можно разработать «Памятку», пользуясь которой они должны будут сопоставить особенности музыки и живописи. Только прислушавшись к музыке и найдя сходство с живописью, дети смогли ощутить связь изобразительного искусства и музыки, и другими глазами взглянуть на окружающий мир.

Яндекс.Метрика