Апанасова Наталья Алексеевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
вокально-хоровое отделение

Работа над дикцией в детском хоре

Четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией, то есть с ясным произношением слова при пении. Тем не менее, певческая дикция отличается некоторыми особенностями.
Спетое слово имеет свою особую красоту. Певческая практика показывает, что достичь в полной мере красоты звучания слова в пении нельзя, ограничиваясь только воспитанием чистоты речевой дикции. Объясняется это тем, что формирование звуковой волны в разговорной речи и при пении различно.
В то же время резкие недостатки в произношении согласных звуков могут быть преодолены и специальной работой над дикцией без пения, например, шепелявость сравнительно легко устраняется работой над положением языка.
Примеры звуковых сочетаний, неудобных при пении (слова, содержащие группы из нескольких согласных): ВСТРетим; счаСТЛивей; поД КРышей; оТКРыты, СДРужились; куСТ Ракиты; я сеЙчяС С ДРутим сольюсь; наС С Солнцем.
Упражнения а четком произношении этих и им подобных слов без пения должны предшествовать певческой работе над ними.
Соединение словесно-поэтического образа с образом музыкальным реализуется в пении с текстом, В узком смысле пение с текстом — это распев звуков напева на различных сочетаниях гласных и согласных. Вырабатывая полную слитность унисона, учителю придется следить и за точностью произношения гласных звуков, так как полный унисон — это верность интонирования на правильно произнесенном гласном звуке в его сочетаниях с согласными звуками.
В практике пения педагог обязан познакомить детей со свойствами гласных и согласных звуков, иными словами, дать понятие о слогах более легких и более трудных для пения.
Само название гласные звуки (глас — голос) показывает, что для голоса они вполне удобны.
Всего легче поется гласная а.
Из числа согласных звуков наиболее удобны для пения: л, д, м, н.
Согласная л помогает легкой атаке звука (начало певческого звучания).
Исключительно удобный и легкий для пения слог ля. Именно поэтому и употребляется для распева у большинства народностей.
Ля следует произносить в пенни, как итальянский слог lа, то есть твердое l и несколько мягкое а.
Согласная д облегчает твердую атаку звука.
«Тупые» согласные т, п, б в сочетании с гласными полезны для выработки четкой атаки звука.
Носовые согласные м, н облегчают нахождение хороших резонаторов,
Пение с закрытым ртом — это фактически пение на согласном звуке м.
В сочетании с носовыми гласными звуки м, н содействуют резонированию певческих слогов, например, таких: ма, ми—ни—ми, ми—мэ—ма—мо—му
Последнее сочетание слогов содержит постепенное раскрытие певческих гласных от узкого и до широких а, о, с прикрытием рта (и звука) на гласной у.
Гортанные согласные г, к вызывают горловое звучание при пении, которого во всяком случае следует избегать.
Согласные звуки, совершенно прерывающие певческий звук, — это шипящие ч, ш, щ и свистящая с. Слоговые сочетания, включающие такие согласные, для пения трудны.
Основное правило произношения согласных звуков — четкость и краткость.
Известно, что все мастера хорового пения добиваются абсолютно точного (вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношении согласных звуков при пении.
Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим делением. Как правило, группа согласных или одна согласная присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например: расчленение на слоги грамматически правильное:
Славь-ся ты, рус-ска-я на-ша зем-ля.
Расчленение на слоги, требуемое при пении: Сла-вься ты. ру-сска-я на-ша зе-мля. Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения легато (связного пения, кантилены).
Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего. Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы артикуляционный аппарат певцов (рот, губы, зубы, язык, мягкое и твердое нёбо) принимали форму, соответствующую данной гласной.
Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласному У. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зеве». Кроме того У освобождает голос от неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласные У-Ю поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.
Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова на ряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.

Яндекс.Метрика