Технические средства обучения и их использование на уроках народного хора

Прыгина О.С.

В наш век информационных технологий в последние десятилетия возникает необходимость поиска более совершенных методов и средств обучения, которые были бы способны обеспечить интенсивное усвоение огромного количества представляемой в процессе обучения информации. Именно поэтому распространение технических средств в музыкальной сфере, в первую очередь, связано с возможностью интенсификации и совершенствования учебного процесса для достижения наибольшей эффективности.
Технические средства обучения – это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах.
Магнитофон – это электромеханическое устройство, которое предназначено как для записи, так и для воспроизведения ранее записанных на магнитные носители сигналов. В качестве носителя могут использоваться материалы с магнитными свойствами: магнитная лента, проволока, манжета, диск, магнитный барабан и т. д.
Компьютер - это устройство (система), способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций.
Интерактивная доска - представляет большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. Таким образом, интерактивная доска – это современное техническое средство обучения, объединяющее в себе функции школьной доски, мультимедиа, интерфейса рабочего стола компьютера.
Мультимедийный проектор (Цифровой проектор) — это устройство, проецирующее изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала.

Технические средства обучения выполняют основные дидактические функции:

1) Уменьшение затрат времени. Бесспорно, ТСО дают возможность педагогу сократить время объяснения материала. А также помогают наглядно показать объект или явление и при этом не требуется длительная описательная характеристика.
2) Передача необходимой для обучения информации. Технические средства обучения помогают расширить и дополнить информацию педагога.
3) Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом. ТСО помогают осуществить принцип наглядности. Выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» как раз кстати. Ведь иногда лучше показать ученикам фильм, или воспроизвести музыкальное произведение, чем долго рассказывать. Сегодня можно найти огромное количество записей со звуками природы (голосами птиц, зверей, и т.д.), изучить музыкальную культуру других стран, используя записи национальных произведений. Главной особенностью обучающих фильмов является то, что они позволяют изучить явления и процессы, которые невозможно было бы пронаблюдать в реальных условиях. И что немало важно, делать это надо грамотно. Необходимо разбить видео на смысловые части, заранее продумать вопросы, вносить свои пояснения. И делать остановки. Ни в коем случае нельзя сводить урок к просмотру длинного фильма.

Для занятий народного хора удобны и эффективны вспомогательные аудиозаписи фонограмм «минус» и видеофрагменты. Видеофрагменты могут быть использованы как в качестве вводного материала, так и в качестве вкраплений в общую «канву урока».

Опыт использования видеозаписей на уроках по утверждению Л.Ф. Камаловой, позволяет говорить о несомненной целесообразности этой формы работы.

Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей, видеофрагментов (русских народных песен, авторских произведений в исполнении лучших представителей своего жанра , таких как Кубанский казачий хор, Хор им. Пятницкого, Мария Мордасова, Фёдор Шаляпин и др.) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников. Это создает благоприятные условия для развития образного мышления, а также является средством воспитания и формирования эстетического вкуса, даёт представление общей картины национальной культуры для учащихся.

Наиболее важной и целесообразной для обучения народного хора является демонстрация видеоматериалов фрагментов традиционных народных обрядов, гуляний, праздников. Не менее важным аспектом выступает просмотр и анализ по средствам видеоматериалов своих собственных выступлений, которые дают возможность увидеть себя «со стороны» и провести «работу над ошибками».

Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Следует также отметить, что использование аудиовизуальных средств, в частности аудиовизуальных разминок (физкультминуток), оказывает благотворное влияние на учащихся. Применение игровых технологий такого рода вызывает у детей неподдельный интерес и активизирует даже тех детей, которые обычно стесняются принимать участие в какой-либо деятельности.

Таким образом, аудиовизуальные средства обучения,– особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Следовательно, аудиовизуальная музыкальная информация может быть эффективным средством развития эмоционально-образной сферы обучающихся народного хора, а также их общей культуры. Несомненно, роль технических средств обучения очень велика. Но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала.

Яндекс.Метрика