Работа над гаммами в начальный период обучения

с применением метода декламации.

 

                                                          Педагог МЭЦ  Стружинская Л. Н.

 

 

                                                                    «Я сегодня утром рано

                                                                                            Побежала к фортепьяно:

                                                                                            Гаммы надо мне играть,

                                                                                            Чтобы пальцы упражнять.

                                                                                            Им не следует лениться,

                                                                                            Пальцам нужно научиться

                                                                                            Двигаться легко, порхать,

                                                                                            Чтобы смог рояль звучать.

                                                                                            Две минуты поиграла,

                                                                                            Почему-то скучно стало.

                                                                                            Всё! Устала. Не хочу!

                                                                                            Завтра гаммы поучу».

                                                                                                        А. Лопатина, М. Скребцова

 Гаммы. Кто-то из учащихся  играет их с удовольствием, а кого-то трудно заставить их играть. Сергей Васильевич Рахманинов  использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни, а Святослав Теофилович Рихтер, пианист с мировым именем, никогда не играл гаммы, занимаясь на инструменте несколько часов ежедневно.

Дети, как правило, не любят играть гаммы. Они жалуются на трудность запоминания аппликатуры, чувство усталости в пальцах, монотонность

звучания, не хватку свободного времени и, даже, на вредных соседей, которые рано ложатся спать и требуют «прекратить это безобразие».

 Как увлечь ребенка игрой гамм и упражнений? Я думаю, этот вопрос волнует не только меня, но и многих педагогов.

 Работа над гаммами и упражнениями  -  это необходимая составная часть воспитания пианиста и она должна стать не рутиной, а  увлекательным занятием. Все дело в том, как  эти занятия организовать. Хочу поделиться своим опытом,  который, конечно, основывается не только на моих достижениях, но и  достижениях других известных мне педагогов, родителей и учащихся.

Откуда  взялось слово  «гамма»?  «Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д´ Ареццо – музыкант XI века, которому мы обязаны и названием самих нот.

Кроме русского языка слово «гамма» употребляется во французском (gamme); в  других же европейских языках используется слово «лестница». В русских трудах  вплоть до XIX века фигурируют «лестница» или   «лествица»

(также    «музыкальная  лестница» или «лестница тонов») и взятое из итальянского слово  «scala».

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Однако не твердим же мы таблицу умножения всю жизнь, а вот гаммы нужны пианисту всегда. Гаммы полезны и начинающему, и продвинутому ученику, и  опытному исполнителю.

К. Черни писал -  «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним».  Черни прав. Без овладения гаммовым комплексом, без постоянной работы над ним невозможно  поддерживать должный уровень мастерства. Конечно, вы мне возразите «ведь можно играть этюды. Они, как правило, красиво звучат, у них яркая динамика и этим они нравятся детям больше гамм». Всё это верно, но этюды приносят пользу только тогда, когда  играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. А для этого потребуется немало  времени.  Гаммы и все их виды осваиваются сравнительно легко и сразу же начинают улучшать техническое мастерство учащегося. И ещё одно замечание в пользу гамм. В них задействованы обе руки одновременно, а этюды часто направлены на развитие одной руки.

  Музыканты изучали гаммы  ещё в незапамятные времена, ещё в клавирной педагогике. Об  «упражнениях  в гаммах»  говорится  уже в трактате конца XVI  века – «Трансильванце» Дж. Дируты.  Интересно, что в далекую пору раннего клавирного исполнительства музыканты обходились без подкладывания первого пальца, т. е.  вообще без него. Сказывались скромные размеры клавиатуры и музыкальный склад, который тогда господствовал. Затем постепенно, первый палец входит в употребление и приносит большое удобство музыкантам.  По выражению русского пианиста-педагога В. Сафонова первый палец стал «рычагом, на котором стала вращаться вся техника». Гаммы же стали прекрасным материалом для развития подвижности первого пальца. Согласно новой аппликатуре, которая получила всеобщее распространение, первый палец употребляется в пределах октавы два раза. Перекладывая через него пальцы, мы как бы умножаем их количество.

Интересно, что составные части гаммового комплекса знакомого нам сложились не сразу. В первой половине XIX гармонический минор казался «неправильным» многим  пианистам. Он звучал, как принято было говорить,  «меланхолически и немного мечтательно».  К. Черни и И. Крамер в своих «Школах» приводят только мелодическую гамму. В педагогическом обиходе той поры играли нередко вверх  -  гармонический минор, вниз  -  натуральный. А. Виллуан, известный русский пианист-педагог, учитель братьев Рубинштейнов писал  -  «Эффект гармонической гаммы  – поражающий, оригинальный и очаровательный; мелодической гаммы -  успокаивающий».
На рубеже столетий, борясь за «умственный подход» к работе над техникой, выступая против механической, длящейся часами зубрежки бесконечных упражнений, в том числе и гамм, некоторые методисты «выплескивали с водой  и ребенка», т. е. сам тренировочный материал. Так, например, в 30-х года  в истории советской фортепианной техники был период, когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от игры гамм.  Педагоги старой школы тайком проходили их со своими учениками.  К счастью, этот период длился недолго. И сегодня без изучения гаммового комплекса не обходится ни один пианист.  Эмиль Гилельс рассказывал: «Каждое утро  я подхожу к своему «ящику» и выбираю те самые важные инструменты, без которых никогда не  могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».  Как нам  известно, Эмиль Гилельс обладал феноменальной техникой, и не последнюю роль в её развитии сыграла его повседневная работа над гаммами.

Когда же начинать работу над гаммами?

  Я начинаю работать над гаммой с момента знакомства ученика со штрихом legato. Мы  соединяем с учащимся сначала два звука со словами «иду» и «пою». Внимательно слушаем, как красиво поют звуки. Поем  без названия клавиш, а затем с названием.  Переходим к исполнению трех звуков. В работе использую слова «я иду», «я пою». Затем к исполнению четырех звуков со словами «я иду вверх», «я иду вниз». Учащийся должен все время контролировать  слухом исполнение legato. Переходя к пятипальцевой последовательности,  сопровождаем её пением слов «я вперед иду», «рюкзачок несу» или «вот иду я вверх», «вот иду я вниз». Чтобы ученик поднимал пальцы и не проваливал кончики, сопровождаем последовательность словами «крепкие ножки шли по дорожке». Полезно поиграть в конце пятипальцевой последовательности аккорд, т.е. на последнем звуке играем  трезвучие, из проигранных только что нот. Поём и играем со словами - «Шёл я и устал. Ох!» и «Рюкзачок свой снял. Бух!».

               Требования к игре пятипальцевых позиций следующие: погружение веса руки от плеча через палец в клавишу. Это позволяет наладить контакт с клавиатурой. Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с пальца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы не играющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение.

               В первый раз всё играем по белым клавишам левой и правой рукой отдельно, затем попеременно каждой рукой. Левая рука играет в малой октаве, а правая в первой октаве.  После этого, с теми детьми, которые имеют хороший музыкальный слух, начинаем подбирать звучание  мажорного звукоряда от белых клавиш. Раньше  учащийся уже  знакомился с мелодией звукоряда, разучивая  песенку «Я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь».  В этот момент я знакомлю ученика со структурой гаммы, ведь ему необходимо обнаружить её самому. Такое самостоятельно добытое знание бывает по-настоящему прочное. Мажорная гамма: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.  Минорная: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Заботу о том, какими пальцами следует играть, можно оставить на потом.

Убрав из песенки удваивающиеся звуки, ученик легко играет мелодию мажорного звукоряда от каждой белой клавиши  на слух попеременно каждой рукой и самостоятельно находит  тональность Н dur.  Вместе с учеником двумя руками попеременно мы продолжаем строить  мажорные звукоряды теперь уже от черных клавиш.  Та же работа проводится и с минорным звукорядом.

               Теперь можно познакомиться и поближе с гаммой Н dur для правой руки и  Des  dur для левой. С точки зрения технического освоения гамм, лучше начинать, следуя известному совету Ф. Шопена, не с  гаммы C dur,  которую легче прочесть и запомнить, но трудно  сыграть, а с гаммы Н dur. Позиция руки, где под вторым, третьим  и  четвертым пальцами оказываются черные клавиши, а первый и пятый располагаются на белых, оказывается наиболее удобной.  Разделим  гамму в октаву  на 2 части, цепочки из 3 и 5 звуков.  Поиграем их с учеником  как кластеры. Затем обыграем каждую часть. Придумает мелодию из его звуков, изменим её ритм. Исполним придуманную нами  мелодию не только на legato, но и  на non legato и staccato.

 Поиграем цепочки подряд вверх и вниз по 4 и 5 нот в две октавы  каждой рукой отдельно со снятиями,  повторяя  клавиши Ми и Си в H dur  и Фа и До в Des  dur. Начинать следует со второй цепочки, т.е. звукоряда из пяти нот. Играем сначала с названием клавиш. Затем учащийся вслух произносит слова, а лучше поёт – «я играю» и «пальчики поют». Первые проигрывания цепочек я прошу ученика исполнять non legato, что способствует выработке ощущения «полнейшей гибкости и свободного веса» руки. Эти слова Генриха Нейгауза являются основополагающими в пианистической практике. Теперь можно убрать повторения и  соединить цепочки между собой. У нас получился мажорный звукоряд.

 Исполняем его правильной аппликатурой. Сначала non legato. Ученику я  объясняю, что он поднимается по лестнице с тяжелым рюкзаком. Затем на staccato – снял рюкзак и побежал в припрыжку. Наконец  legato – поехал  на лифте.  Удобно осваивать гамму сначала в нисходящем движении.  Играть в две октавы  можно со словами «Я играю  Си мажор, клавиши поют, как в хор» или  «За мелодией слежу  и удобно кисть  держу».

В начальный период обучения мы закладываем основу пианистической техники. Естественно нас волнует качество нашей работы с  маленьким учеником. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допуская неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за  свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности. Необходимо следить, чтобы гамма исполнялась ритмически и динамически ровным, глубоким  и мягким звуком.

Обязательно в медленном темпе. Очень важно научить слышать в гамме мелодическую линию, добиваться текучести, чтобы не было ощущения толчков в звучании.  Выразительная мелодическая линия  гаммы -  это основная художественная задача. Я играю с учеником певучим, выразительным legato. Приучаю, вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

                    Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и умелом подкладывании первого пальца. Первый палец доставляет много хлопот начинающему пианисту. Чаще всего – это проваливание кисти на «лежащий» первый палец или резкое движение  локтем в сторону.

                   Первый палец не может быть опущен слишком  низко, т.е. лежать на клавише, так как он теряет свою силу и не выдерживает вес кисти, а следовательно перенапрягается. «Лежащий первый палец, - замечает Лев Оборин, - неловок, неуклюж в движениях и более напряжен, чем «высокий» первый палец. Играющий опирается на третий палец и затем как бы соскальзывает на легкий и высокий первый палец». Если мы  посмотрим на кисть играющего высоким первым пальцем, то между первым и остальными пальцами образуется пространство, напоминающее цветок тюльпана. Детям очень нравиться  это сравнение. Они играют гамму, собирая букет тюльпанов, внимательно следя за первым пальцем. В этот момент я слежу, чтобы учащиеся «высокий» первый палец не подсовывали  под неподвижную ладонь. Палец ударяет по клавише не вертикально, а косым, боковым движением.  Хорошо, играя гамму говорить следующие слова – «Первый палец самый важный. Не клади его ты спать. Он как смелый пограничник должен на посту стоять».

  Как правильно подкладывать первый палец?  Локоть  и плечевая часть руки при этом отводятся вправо, а кисть постепенно и мягко немного приподнимается и одновременно немного поворачивается. Затем в момент подкладывания кисть немного опускается. Так, в пределах октавы, кисть делает два волнообразных объединяющих  движения. Я всегда с осторожностью отношусь к понятию «подкладывание». Мне нравится слово «перенос». Вспомним, что Г. Нейгауз советовал - «понятие подкладывания первого пальца под руку заменить более жизнеспособным понятием перекладывания руки через первый палец».

 Пришло время потренироваться в перекладывании  руки и подкладывании первого пальца.

 Самый простой вид упражнения – это хроматическая гамма, но так как в ней  есть чередование  не только 1-3-1-го, но  и 3-1- 2-го пальцев, то учащиеся  могут терять внимание к работе первого пальца и  следить за появлением второго, поэтому лучше, на первых порах,  поиграть  её по три звука со снятиями. При этом можно считать вслух или говорить «я иду, и пою». Хроматическую гамму я использую и для укрепления пальцев. Мне очень нравится  упражнение Ферруччо Бузони. Используется только 8 звуков гаммы вверх и вниз. Пальцы играются подряд. При движении от черной клавиши  на  белую используется только  один  палец, который как бы соскальзывает с черной клавиши на белую. Похоже на падение с горки. Можно говорить слова играя ноты начиная от До,  затем съезжая, как с горки с До# на Ре (Оп!),  с Ре#  - Ми (Хлоп!), с  Фа # на  Соль (Ах!) и обратно повторяя те же слова «съезжая» с  Фа # на Фа бекар, с Ми бемоля на Ре бекар  и   с Ре бемоля на До бекар.

 Второе упражнение простое вычленение из гаммы моментов переноса руки через первый палец, то есть   3, 1, 2-м и 4, 1, 2-м.  Оба этих мелодических хода можно поиграть  каждый несколько раз со словами – «дин-дон, дин-дон, что за странный перезвон». Это упражнение можно выполнять прямо в тональности.

 Следующие упражнение на перенос  через первый либо только третьего пальца, либо только четвертого пальца, причем  с прибавлением звуков с каждой стороны.  Его выполняем только на белых клавишах, со словами – «Вот какой весёлый танец, перекладываем палец. Влево – вправо, влево -  вправо пальцы движутся упрямо». Если пальчики слабые говорим другой стихотворный  текст – «Вот рука танцует танец, перекладывая палец. Прочно первый ты держи, как опору,  что внутри». Наибольший интервал, на который перекладываем палец в этом случае квинта.

 Можно перекладывать через первый палец терции на staccato. Упражнение выполняем на белых клавишах со словами – «Скачет зайчик по дорожке и него озябли ножки».

Теперь учимся подкладывать первый палец. Для этого возьмем беззвучно две рядом расположенные черные клавиши, а первым пальцем будем брать клавиши подряд вверх и вниз, приговаривая: «кушай курочка зерно».

Поиграем гамму только 1 и 2 пальцами или только 1 и 3, 1 и 4. Такое упражнение можно играть в любой тональности.

 Отличное упражнение предлагает Альфред Корто – форшлаг взятый на клавише До первым пальцем и  затем  2-ой и 3-й пальцы берут секунду Ре - Ми, далее исполняется форшлаг ноты Фа, который играется перед созвучием из трех звуков (соль, ля, си) взятых вместе 2-м, 3 и 4 -ми пальцами. Можно произносить «ква-ква» и поиграть с ребенком в лягушку-квакушку.

Форшлаги первым пальцем должны исполняться легко, как бы соскальзывая на следующие созвучие.

 Использую я в своей работе и всем известное упражнение

 Г. Нейгауза, так как оно очень легко запоминается. Учащийся играет гамму, вычленяя в звукоряде лишь те звуки, на которые приходится подкладывание, т. е. пальцы 1-ый, 3-ий ,  1-ый, 4-ый  и т.д. Сопровождать это упражнение вверх и вниз на две октавы можно со словами - «Первый пальчик - это зайчик. В норке живёт - морковку жуёт».

 Упражнений на подкладывание первого пальца очень много,

Я привела здесь только наиболее простые примеры. 

Одной из важных задач которую решает гамма является укрепление свода кисти и координацию работы пальцев. Эту задачу я решаю в начале на исполнении терций 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5-м пальцами. Строим терции и играем их от всех белых клавиш, а затем от всех черных. Сначала играем все малые терции, затем все большие. После терций переходим на  кварты и квинты. Учимся их строить и играть от всех клавиш. Затем изучаем сексты большие и малые и последние септимы большие и малые играем с участием двух рук. Все интервалы поем и угадываем на инструменте.

Соединив две терции вместе, получаем  Мажорное или Минорное трезвучие. Играем трезвучия в тональностях по всей клавиатуре.  Затем играем отдельно секстаккорды и  квартсекстаккорды в тональности.  Только после этой работы переходим к обычному исполнению аккордов по три звука. Параллельно строим и играем трезвучия от всех белых и черных клавиш каждой рукой отдельно.

Когда подкладывание и перекладывание достаточно хорошо освоено учеником, можно переходить к исполнению гаммы двумя руками. Сначала, как я уже говорила, в две октавы на  portamento, добиваясь глубокого, сочного, мягкого и благородного звука.  Хорошо поиграть гамму пальцевым staccato, стараясь цепким кончиком пальца, как бы «царапать» клавиши. Это упражнение хорошо укрепляет пальцы. Я называю его «Метелочка».  Обязательно играю с учеником гамму кистевым staccato, добиваясь отскока кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши. Наконец прошу учащегося исполнить гамму  legatissimo, т. е. постараться пропеть её,  как на скрипке, красивым певучим звуком.  В этом случае на первых порах прошу от учащегося говорить стихотворный текст – «Мои пальцы, словно скрипка, вдохновенно так поют. И мелодию простую все ребята узнают».

Играя гамму пунктиром мы с учеником приговариваем слова Винни-Пуха.- «Мишка очень любит мед. Почему и кто поймет. Скажите, почему мед так нравится ему».

Переходя к подвижному темпу,   мои ученики с удовольствием играют гамму со словами -  «Я бегу, бегу, бегу. За лошадкой на лугу. Трудно мне бежать за ней. Ведь она бежит быстрей». Этот стихотворный текст можно использовать,  также играя гамму на четыре октавы или в расходящемся движении. Мы всегда играем гамму с динамическими оттенками. Темп при работе над гаммой должен браться тот, в котором все звуки прослушиваются и получаются. Стараюсь учить своих воспитанников слушать свою игру. В начале этой работы мы проговариваем стихотворный текст во время исполнения гаммы – «Упруго и свободно лаки, туки, лаки тук. Играю эту гамму, ощущая каждый звук».

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я  предлагаю учащемуся делать в гамме  на четыре октавы акценты по четыре звука. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук. От него нужно оттолкнуться,  чтобы двигаться дальше и исполнять его нужно замахом пальца, а не толчком руки. Строчка  скороговорки, которой в последствии можно заменить счет на четыре следующая: - «Олечка, и Танечка, и Сонечка, и Валечка, и Сашенька, и Галочка гуляли во дворе. Овечка прокричала, и корова промычала, Валечка в цветы упала, а досталось мне.

В заключении мне хочется сказать несколько слов о декламационном методе, который я использую в своей работе и его воздействии на развитие способностей начинающего пианиста.  Я применяю этот метод  в работе  и над гаммами, и над произведениями, и над упражнениями Ш. Ганона. Вы, наверное, заметили из моего доклада, что  дети сопровождают свою игру образными выражениями или стихотворной строчкой. Прежде всего, это забавно и интересно для детей. Освоение трудного материала проходит в игровой форме. Учащиеся переключают своё внимание на чтение стихов с игрой, забывают о скованности, легче преодолевают трудности заданий, работают на уроке  с хорошим настроением. С помощью текстов я решаю узко специальные задачи: отрабатываю плавность движений и мелодического звучания, развиваю музыкальную память и чувство ритма, улучшаю артикуляцию и ровность исполнения, поддерживаю свободу пианистического  аппарата в результате переключения внимания, помогаю учащемуся без трудностей и скуки   работать над увеличением темпа или над упражнениями.  Игра становится осмысленной. Ученик через игру демонстрирует понимание задач. Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве. Дети часто подсказывают то или иное слово для стихотворной строки. С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе. У ученика развивается способность слышать и слушать.  При умелом подборе стихотворного текста в соответствии с музыкальным размером можно быстрее решить проблему метроритмической устойчивости. Художественные произведения поэтического склада помогают наполнить урок глубоким   содержанием особенно в работе над музыкальным образом.

 Возвращаясь к заявленной теме, хочу закончить словами Карла Черни: « Прошу Вас, не забывайте упражнений для пальцев и продолжайте повторять с равным прилежанием гаммы  во всех звукоизмерениях. Польза этих вспомогательных средств беспредельна…». От себя хочу добавить:

«Пусть работа над  гаммами станет не только необходимой, но и  увлекательной, творческой и приятной».

 

Список  используемой литературы.

  1. Милич. Б. «Воспитание ученика – пианиста». – Киев: Музыкальная Украина 1977 год.
  2. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре». -  Москва. Госмузиздат. 1961 год.
  3. Корыхалова Н. Играем гаммы. – Москва. Музыка 1995 год.
  4. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва, Музыка 1988 год.
  5. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков».- Ленинград Музыка 1985 год
  6. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» Москва, Советский композитор 1989 год.
  7. Тимакин Е.  «Навыки координации в развитии» Москва, Советский композитор 1989 год.
  8. «Очерки о методике игры на фортепиано» Москва, Музыка 1955 год. Фейнберг С.  «Пианизм как искусство» Москва, Музыка 1977 год.