Полюшкина К. В.
Преподаватель фортепианного отделения,
лауреат международных конкурсов
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Компетентностный подход к профессиональному образованию педагога-музыканта в наши дни обретает особую остроту и предполагает разработку специальных требований и соответствующего методического обеспечения по всем направлениям, среди которых важное место занимает музыкально-исполнительская подготовка. В педагогике профессионального музыкального образования музыкально-исполнительская деятельность специалиста данного профиля рассматривается как часть их целостной профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Такой подход позволяет рассматривать профессионально направленную исполнительскую деятельность педагога-музыканта как системообразующий фактор, определяющий его личностные и профессиональные качества, его мировоззренческий облик, духовно-творческий опыт. Присущая музыкально-исполнительской подготовке индивидуальная форма занятий особенно перспективна для воздействия на духовно-нравственную сферу личности будущего педагога-музыканта, для использования в процессе сотворчества диалогического общения и адекватных ему индивидуальных методов обучения.
Современные исследователи отмечают, что профессиональная компетентность специалиста любой квалификации (в том числе музыканта-педагога) должна базироваться на фундаментальном научном образовании, эмоционально-ценностном отношении к профессиональной деятельности, владении технологией профессионального образования [1,2]. По-сути она обеспечивает сознательное решение специалистом профессиональных задач, выступает критерием его становления как профессионала.
Проведенный нами анализ позволяет заключить, что исполнительская компетентность педагога-музыканта является важнейшей составной частью его профессиональной компетентности, основополагающей характеристикой его личности и профессиональной деятельности.
Исполнительская компетентность педагога-музыканта включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее музыкально-творческие, педагогические, социально-психологические и другие характеристики. В обобщенном виде данная компетентность представляет собой совокупность общих и специальных способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере музыкального образования. Сущность данного феномена отличается интонационной, художественно-коммуникативной, диалогической направленностью, которая обусловливается специфической природой музыкального искусства и способов общения с ним.
Согласно общенаучным представлениям в целостной структуре исполнительской компетентности педагога-музыканта можно выделить следующие компоненты – познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный. Каждый из них, в свою очередь, заключает в себе конкретные (функциональные) компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист в ходе обучения игре на музыкальном инструменте.
Познавательный компонент состоит из совокупности знаний, отражающих целостность представлений педагога-музыканта как исполнителя об основных этапах и закономерностях культурно-художественного развития, что предполагает наличие способности обращаться к информации широкого историко-стилевого плана, осознавать ведущую проблематику в развитии музыкально-теоретического и музыкально-исторического знания, осваивать интегрированные музыкальные знания в культурно-художественном контексте. Интеграция музыкально-художественной информации способствует взаимодействию музыкально-понятийного и художественного типов мыслительной деятельности как условию формирования концептуальной направленности мышления музыканта-исполнителя. Познавательный компонент включает также знание будущим музыкантом-педагогом основных музыкально-исполнительских стилевых направлений, владение многообразием исполнительских приемов, позволяющих адекватно воплощать собственную исполнительскую концепцию, понимание музыкально-исполнительской деятельности как деятельности личностно-творческой.
Выполнение предусмотренных данным компонентом исполнительской компетентности требований позволяет педагогу-музыканту ориентироваться в смежных областях искусства, в музыкальной, в том числе фортепианной, литературе, отбирать наиболее ценные в художественном отношении произведения для детей и юношества.
К наиболее продуктивным методам формирования необходимых профессиональных и личностных качеств педагога-музыканта в познавательном компоненте исполнительской компетентности относятся: метод рассказа, беседы, ассоциативных связей, наглядности, метод показа (игры на музыкальном инструменте) преподавателя.
Ценностно-ориентационный компонент реализуется через формирование аксиологических ориентиров педагога-музыканта в процессе его приобщения к ценностям художественной культуры, личностную активность в реализации ценностного отношения к музыкальной деятельности, эстетическое переживание ( на уровне эмоциональных блоков эстетического сознания), эстетическое суждение (на уровне эстетического сознания). Его профессиональная деятельность как музыканта-педагога-исполнителя и как субъекта музыкально-творческого процесса предполагает личностное присвоение ценностей музыкально-исполнительской культуры, творческую активность в реализации исполнительского замысла.
Ценностно-ориентационный компонент включает сферу познавательных интересов, а также социальные мотивы педагога-музыканта. Важную функцию при этом выполняют самооценка и рефлексия собственных чувств и переживаний, проявление индивидуальности. Последняя предстает как совокупность особых стержневых показателей: направленность интереса на реализацию себя как неповторимую индивидуальность, ориентация на ценности, связанные с реализацией собственной неповторимости, оценка себя как индивидуальности, степень выраженности индивидуального стиля и самостоятельности в творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Таким образом, данный компонент исполнительской компетентности всегда личностно окрашен качествами конкретного педагога-музыканта. Соответственно этому каждый раз более конкретное выражение приобретают те ключевые компетенции, которые входят в состав ценностно-ориентационного компонента. Это проявляется в качестве личностно осознаваемой, вошедшей в субъективный опыт, имеющей личностный смысл системы знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных ситуациях музыкально-исполнительской деятельности при решении множества связанных с нею задач.
Коммуникативный компонент реализуется в процессе дифференциации «субъективного» и «композиторского» планов художественно-смысловой организации музыкального текста. Качественное изменение способов слуховой ориентации в музыкальном тексте, выявление сущностных закономерностей его художественной организации способствует возникновению у будущего педагога-музыканта как исполнителя собственной художественной концепции. Коммуникативный компонент также предопределяет формирование собственной коммуникативно-личностной позиции по отношению к профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, понимание музыкального исполнительства как диалога автора, исполнителя и слушателя.
В данном компоненте находит отражение огромный спектр собственно игровых навыков исполнителя: умение пользоваться разнообразными приемами звукоизвлечения, артикуляцией, дифференцированной педализацией, разнообразными видами фортепианной фактуры и т.д.
Ценностно-ориентационный и коммуникативный компоненты исполнительской компетентности педагога-музыканта формируются в ежедневных самостоятельных занятиях, а также в и занятиях с преподавателем посредством словесных, наглядно-слуховых, проблемно-поисковых и других методов. При формировании интонационно-слуховых навыков, умения адекватно оценивать собственное исполнение, необходимо формировать у будущих специалистов четкую систему критериев оценки собственного исполнения музыкальных произведений.
Необходимо отметить, что разделение всего комплекса работы в классе музыкального инструмента на данные компетенции носит довольно условный характер, поскольку в практической работе все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Список литературы:
1.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования//Народное образование. – 2003 – № 2.
2. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб. – 2001.