Музыкальные средства выразительности. Их значение.
Бойко Ю.С.
концертмейстер МАУ ДО МЭЦ
МО г. Краснодар
"Музыка-искусство создания художественного образа путем
организации средств музыкальной выразительности во времени".
профессор, Член Союза композиторов России Алан Кузьмин
Музыка является продуктом духовной деятельности человека. Следовательно, в самом общем плане содержание музыкального произведения
можно определить как запечатленные в звуках результаты отражения действительности сознанием автора-композитора (который, в свою очередь, выступает в творчестве не только как индивидуум, но и как представитель определенной общественной группы, выразитель ее интересов, психологии, идеологии).
Очевидно, что если музыка отражает явления действительности, выражает чувства, эмоции, моделирует их, то ее средства призваны быть именно средствами выражения, и в этом смысле они содержательны. Но самый характер связи между содержанием и средствами, далеко не одинаковый в различных условиях, еще не раскрыт с необходимой полнотой и представляет собой одну из центральных проблем в той их совокупности, которая издавна
ощущается и обозначается как «тайна воздействия» музыки. По мнению О.Ю. Лобановой, «выразительными (то есть вызывающими определенный эмоциональный отклик) являются все искусства, без исключения. В любом
произведении элементы, играющие роль художественных знаков, являются,выразительно-смысловыми».
Искусство всегда оперирует художественными образами. Особенностью музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.
Отдельные музыкальные средства, связанные с элементами музыки, то есть те или иные мелодические рисунки, ритмы, ладовые обороты, гармонии не имеют раз и навсегда заданных, фиксированных выразительно-смысловых
значений: одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру произведениях и содействовать различным – даже противоположным – выразительным эффектам.
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе.
Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
Музыкальные выразительные средства в музыке:
Фактура – (от лат. – «обработка») – способ изложения (склад) музыкального произведения (может быть одноголосная, полифоническая, гомофонная, смешанная)
Мелодия – (от греч. – «напев», «пение») - одноголосное последование звуков одинаковой или различной высоты, организованное при помощи ладовых тяготений.
Регистр (от лат. – «список», «перечень») – часть диапазона инструмента или певческого голоса, характеризующаяся единым тембром.
Темп – (от лат., ит.– «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Метр – чередование легких и тяжелых долей в музыке («пульс» музыки).
Ритм – (от греч. – «стройность», «соразмерность») – последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное при помощи метра.
Размер музыкальный – дробь, где числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – счетная единица, её длительность.
Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор .
Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий. Динамика (от греч. – «сила») – интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками.
Штрих – (от нем.– «линия», «черта») – прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение (legato, non legato, staccato, spiccato, detache, marcato).
Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Оно определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием, характеризуется взаимодействием всех выразительных средств.
Изучение и совершенствование средств музыкальной выразительности –это неотъемлемая часть становления музыканта в целом.