Коваленко Анастасия Викторовна,
педагог дополнительного образования
(фортепиано) МАУ ДО МЭЦ

Работа над техникой фортепианной игры. Общие положения.

Выразительное художественное звучание фортепиано невозможно без качественной технической базы. Техника игры на фортепиано представляет собой целый комплекс умений, навыков и приёмов, а также гармоничное сочетание технически грамотного исполнения произведения и соблюдения стилистических особенностей, характера, темпа. 

В данной статье речь пойдет о фортепианной технике, которая представляет собой целую систему техник, главные компоненты которой следующие: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифония техника (умение играть несколько голосов вместе); (артикуляции некая техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).
Работа над фортепианной техникой, помимо традиционной скорости, выносливости и силы, подразумевает чистоту и выразительность. Одной из главнейших задач начинающих пианистов является раскрепощение рук. Кисти рук должны двигаться плавно и без напряжения. Отрабатывать правильную постановку рук на весу сложно, поэтому первые уроки необходимо выполнять на плоскости. Для этого можно делать простое и эффективное упражнение на усиление пальцев: положить локти на стол, свободно вытянув руки, максимально высоко поднять указательный палец и легко стукнуть им по столу. Это простое движение нужно поочередно повторять всеми пальцами обеих рук, добиваясь толчков одинаковой силы. При этом напрягаются только фаланги, кисти остаются расслабленными.
Рассмотрим некоторые тонкости развития техники и скорости игры.
Установление контакта с клавиатурой. На начальных этапах работы над фортепианной техникой очень важно развивать чувство опоры. Для этого запястья опускаются ниже уровня клавиш и извлекаются звуки за счёт веса кистей, а не силы пальцев.
Следующим шагом станет игра по одной линии – гаммы и простые пассажи. При этом важно помнить, что чем быстрее темп игры, тем меньший вес приходится на руку. Затем необходимо освоить исполнение трелей, данные упражнения позволят гармонично развить кисть в целом. Далее необходимо наладить работу двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. И наконец, на заключительном этапе можно переходить к арпеджато – непрерывной и полнозвучной игре со сменой рук.
Теперь рассмотрим особенности извлечения аккордов. Первый способ — «от клавиш» — когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд. Второй способ – «на клавиши» — пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант , конечно, технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.
В работе над фортепианной техникой очень важно соблюдать верную аппликатуру, подобранную на самом начальном этапе разучивания произведения. Это поможет в дальнейшей работе над фортепианной техникой, беглостью, выразительностью игры. Авторские и редакционные указания, приведённые в музыкальной литературе, нужно, безусловно, учитывать, но гораздо важнее подобрать свою собственную аппликатуру с учетом индивидуальных особенностей, которая будет комфортна для исполнения и позволит наиболее полно передать художественный смысл произведения. Надо помнить, что нагрузка на пальцы должна быть равномерной. У молодых пианистов часто возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо воспитывать в молодых музыкантам дисциплину во всем, и в том числе, в соблюдении правильной аппликатуры. Необходимо уделять должное внимание гармоничному развитию кисти.
Итак, овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.