Добровольская Ульяна александровна

педагог дополнительного образования

(фортепиано)

МАУ ДО МЭЦ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Воздействие музыки на организм и психику человека

В настоящее время в психологии существует несколько теоретических концепций, объясняющих воздействие музыки на человека. Сторонники ассоцианизма, например, беря в качестве отдельного элемента различные средства музыкальной выразительности (ритм, звук, тембр, гармонию), видели причину воздействия музыки в связях, которые образуются в ассоциациях по смежности с тем или иным переживанием. Сторонники гештальтпсихологии отмечали, что восприятие музыкального созвучия не равно сумме употребляемых при этом отдельных музыкальных средств, а есть переживание нового качественного своеобразия, единого в своей целостности.

В шведской школе музыкальной психотерапии разрабатывается теория психического резонанса, основная идея которой заключается в том, что музыка есть отражение некоторых исходных форм психической жизни через акустико-гармонические построения. Эффект воздействия музыки обусловлен ее способностью вызывать определенные мысли, эмоции, представления, психологические установки и действия, в соответствии с которыми организме происходят физиологические изменения.

Французский отоларинголог А. Томатис осуществил систематическое исследование влияния звуков высокой частоты на психику человека. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум то работы внутренних органов и т.п. обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук лучше, чем воздух. Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом, он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. Когда эти записи давали слушать детям с различными нарушениями дислексии, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении были впечатляющими. По теории Томатиса, это звуки будят чувство архаической связи с матерью, затрагивают самые древние слои нашей памяти - блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью и пробуждают в слушателе ощущение цельности.

Музыка оказывает влияние на гормональный обмен, регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку.

Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган. Композиторы, произведения которых особенно рекомендуется для музыкотерапии: К.Глюк, Ж.Массне, Я.Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов А.Дворжак, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен.

Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. Также музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев - клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях - прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх -60 вдохов, гнев - 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно.

Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

Медленная музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

Рок-музыка в исполнении таких артистов, как Элвис Пресли или Стинг, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.

Принципы работы в музыкотерапии

За сравнительно небольшой срок использования в клинической практике музыкотерапии как отдельного, либо вспомогательного метода лечения (преимущественно при помощи музыки Питера Хюбнера) было замечено, что желательно придерживаться следующего несложного алгоритма действия:

1. Необходимо расслабится - это помогает «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно хотим ли мы испытать успокаивающее действие или стимулирующее.

2. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

3. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

4. После прослушивания лечебной музыки необходимо отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует её полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

5. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна мы особенно бы рекомендовали для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может «действовать на нервы» человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него от станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.

Данные принципы были проверены в условиях двух разноплановых стационаров Пульмонологического отделения Гомельской Областной Специализированной Клинической больницы и Общепсихиатрического отделения Областного Психиатрического стационара г. Гомеля.

Классификация применяемой музыки

Классификация музыки, применяемой в терапии, проводилась еще в Древней Персии. В данное время также существуют различные классификации, например, Карвасарского Б.Д. По его мнению, в музыкотерапии лучше всего классифицировать музыку по решению тех задач, которые ставит перед пациентом психолог. Музыку можно подразделять следующим образом:

Ресурсная музыка, цель которой - нахождение определенного психологического ресурса. Направлена на улучшение самочувствия, увеличение ощущения личной силы, поддержки в тяжелые периоды, для решения внутренних конфликтов пациента. В репертуар входит музыка со звуками природы, простые известные музыкальные произведения.

Катарсисная музыка. Она направлена на отреагирование, выход накопившихся эмоций, чувств, мыслей. Для этого подбирается музыка для эмоциональной разрядки, очищения от негативных воспоминаний, уменьшения аффективного напряжения. Во время процедуры могут быть всплески эмоциональных переживаний и их выражение.

Экзистенциальная музыка направлена на создание условий для осознания данностей бытия, решение вершинных проблем. В задачу этой музыки входит создать условия для глубинной рефлексии, для размышления о проблемах ценностно-смысловой сферы человека. Как правило, подбираемая музыка похожа на религиозную музыку. Где имеется органное звучание, хоры. Музыка помогает, как бы выйти из круга повседневной суеты, подняться над повседневной жизнью, найти ответы на вершинные проблемы человеческой жизни.

Музыкальная аптечка

1. Успокаивающая - А. И. Хачатурян - «Токката», «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

2. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности - Ф. Шопен - «Мазурка», «Прелюдии»; И. Штраус - «Вальсы»; А.Рубинштейн - «Мелодии»; Детская и народная музыка, которая вызывает в памяти образ матери и рождает чувство безопасности.

3.Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному, к миру природы, рождение чувства гармонии с миром - И. С. Бах - «Кантата 2», «Ария из сюиты № 3» или медленные части из Бранденбургских концертов; Л. В. Бетховен - «Лунная соната», «Симфония ля-минор»; Г. Ф. Гендель; И. С. Бах - «Токката», «Фуга D-moll», «Хроматическая фантазия»; Религиозная музыка.

4.Для общего успокоения, удовлетворения - Л. В. Бетховен - «Симфония 6» часть 2; И. Брамс - «Колыбельная»; Ф. П. Шуберт - «Аве Мария» или 2-я часть 8-й симфонии; Ф. Шопен - «Ноктюрн соль-минор»;

К. Дебюсси - «Свет луны»; Борис - Мурашкин «Контрапункт живой клетки»;

В. Беллини - «Каватина Нормы»; А. Вивальди - «Зима»; П. И.Чайковский - анданте кантабиле из 5-й симфонии «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года; прекрасным расслабляющим эффектом обладают звуки природы.

5. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - И.С. Бах - «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»; Б. Барток - «Соната для фортепиано», «Квартет 5»; А. Брукнер - «Месса ля-минор».

6.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением - В. А. Моцарт - «Дон Жуан», «Симфония №40»; Ф. Лист - «Венгерская рапсодия»; А. И. Хачатурян - «Сюита Маскарад».

7. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - П. И. Чайковский - вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии, «Шестая симфония», 3 часть; Л. В. Бетховен - «Увертюра Эдмонд», «Прощание»; Ф. Шопен - «Прелюдия 1, опус 28»; В. А. Моцарт - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; М. И. Глинка - «Романсы»; А. Вивальди - «Весна»; Л. Боккерини - «Менуэт»; Ф. П. Шуберт «Форелленквартет»; Ф. Лист - «Венгерская рапсодия» 2; И. С. Бах - «Каприччио для клавира»; Ф. Й. Гайдн - «Прощальная симфония».

8. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - И. С. Бах - «Итальянский концерт»; Ф. Й Гайдн - «Симфония».

9. Музыка начала дня - Ф. П. Шуберт - серенады; Г. Гуго - «Музыкальные прогулки»; Г. Малер - «Веселое щебетание птиц».

10. Агрессивная музыка - И. Ф. Стравинский - «Весна священная»;

М.П.Мусоргский - «Ночь на лысой горе» («Ночь накануне дня Ивана Купалы»); А. Н. Скрябин соната - «Черная месса»; С. С. Прокофьев - «Танец рыцарей» в балете «Ромео и Джульетта»; Д. Д. Шостакович - «Ленинградская симфония»; П. И.Чайковский - «Увертюра 1812 год».

11. Для тех, кто одинок, создать ощущение счастья - Л. В. Бетховен - «Завещания святых городов»; П. И. Чайковский - «Зимние грезы»; И. Штраус - «Жизнь героя».

Сфера применения музыкотерапии как в активном, так и в рецептивном варианте очень широка. Для того чтобы достичь еще большего соответствия музыкотерапии научным стандартам, требуются эмпирические исследования ее эффективности. Посредством музыки активизируется восприятие и дифференцировка эмоциональности, лечатся многие соматические заболевания. Использование музыкальных средств в лечении и профилактике разного рода болезней позволит каждому человеку восстанавливать «душевное равновесие», сбрасывать эмоциональное напряжение социально приемлемым способом, без больших энергетических и временных затрат, что в конечном итоге снизит уровень множества соматико-психологических заболеваний, степень агрессивности.

Каждый любитель музыки должен иметь представление о прогрессивных методах музыкальной терапии. Ее возможности весьма велики при низких затратах ресурсов. Кроме того, необходимо составлять индивидуальную «музыкальную аптечку», в которой музыкальные произведения распределены по их воздействию на организм каждого человека, а подборку можно увеличивать по мере расширения своих интересов.

Яндекс.Метрика